|
|
N°192, 19 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога к дому
Верховный суд не разрешил бомжам иметь машины
Бомжам нельзя иметь машины. То есть иметь можно, а зарегистрировать это транспортное средство в ГАИ не разрешают -- нужна прописка. Это обстоятельство и побудило программиста Максима Мазина, переехавшего пару лет назад из Благовещенска в Подмосковье, обратиться в Верховный суд. Он заявил, что соответствующий пункт правил регистрации автомототранспортных средств нарушает его конституционное право на собственность.
Право собственности складывается из классической триады -- право владеть вещью, право ею распоряжаться и право ею пользоваться. Именно последняя составляющая и оказалась недоступной для Максима Мазина. Недавно он получил права и собирался купить машину. Однако он выяснил, что для того, чтобы водить, сначала нужно поставить машину на учет в ГАИ. А чтобы поставить машину на учет, нужно предоставить сведения о регистрации по месту жительства или месте пребывания. Максим живет в подмосковном городе Дзержинском, у родственников. Год назад он снялся с регистрации в родном Благовещенске, но о новом месте жительства власти не уведомил. Сам он говорил, что непременно зарегистрировался бы, но, поскольку собственник жилья находится в отъезде, сделать этого не может.
Будучи по образованию юристом, г-н Мазин быстро нашел выход из этой тупиковой ситуации и обратился в Верховный суд с заявлением об отмене пункта Правил регистрации автомототранспортных средств, понуждающих его иметь прописку, чтобы потом водить машину. «Право на свободу передвижения не должно зависеть от наличия у гражданина жилого помещения, -- заявил г-н Мазин в суде. -- Наличие регистрации по месту жительства или ее отсутствие не могут быть основанием для ограничения прав и свобод человека, установленных Конституцией. А Правила регистрации транспортных средств ограничивают права лиц, не имеющих постоянного места жительства». «А как же вас прикажете искать, если, не дай бог, вы совершите нарушение Правил дорожного движения?» -- тут же поинтересовалась представитель Генпрокуратуры. На это у г-на Мазина имелось свое новаторское предложение. Он сам не обязан никому доказывать, как и где он живет. А коли это потребуется, то к нему может прийти домой участковый и убедиться, что гражданин Мазин действительно проживает по указанному адресу. «Место проживания должно подтверждаться только заявлением гражданина», -- заявил программист. «Да, у нас был уже один такой гражданин, который оспаривал правила регистрации по месту жительства. А жил он в канализационном люке в районе Красной площади», -- вспомнил случай из своей практики судья Владимир Зайцев. «А я бы мог вообще купить машину и жить в ней», -- не унимался заявитель. «И такие тоже к нам приходили», -- с улыбкой отмахнулся судья. Дискуссия о том, что можно и что нельзя считать местом жительства и местом пребывания, еще продолжалась некоторое время, а потом стали выступать ответчики -- представители МВД и ГАИ.
«Закон «О безопасности дорожного движения» ставит своей задачей охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Именно поэтому существуют особенности допуска транспортных средств к дорожному движению, которые обусловлены проведением регистрации и выдачей соответствующего документа, -- заявил представитель МВД в Верховном суде Гайк Марьян. -- Защита интересов граждан возможна лишь в случае, если органы внутренних дел будут располагать информацией о личности. И ничего не мешает нашему заявителю зарегистрироваться по месту его пребывания». Г-н Марьян, кроме того, отметил, что любая машина -- это источник повышенной опасности и как потенциальный ее носитель должна быть зарегистрирована в ГАИ, так же, как и ее владелец -- по месту жительства.
Начальник отдела регистрации автотранспорта ДОБДД (департамент обеспечения безопасности дорожного движения) Виктор Кирсанов также высказал свои соображения суду по поводу необходимости наличия регистрации у владельцев машин. «Во-первых, по закону «Об обороне» граждане обязаны предоставлять транспортные средства для нужд обороны, и без информации о регистрации их владельцев это было бы довольно затруднительно, -- сказал г-н Кирсанов. -- Во-вторых, заявителю, наверное, неоднократно уже присылали повестки из военкомата, но, видимо, так и не смогли его найти. А в-третьих, налоговым органам без регистрации также невозможно присылать гражданину свои справки».
Представитель ДОБДД не только не усмотрел в ситуации г-на Мазина никаких нарушений, но и сам предъявил ему ряд претензий. «В данном случае не его (Мазина. -- Ред.) права нарушаются, а он сам нарушает права всех остальных, -- заявил г-н Кирсанов. -- Кто-то другой вместо него отдает свои машины на нужды обороны. Кто-то другой платит налоги, которые в том числе идут и на строительство дорог». У судьи Владимира Зайцева тоже нашлось что сказать по этому поводу: «Мы вам, кстати, несколько раз отправляли телефонограммы о дате заседания, но вы на них никак не реагировали». Г-ну Мазину также напомнили, что КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил регистрации.
Правда, в данном случае маститые юристы получили достойный отпор. «По закону я могу не регистрироваться в течение 90 дней. И я так и поступаю. 90 дней живу на одном месте, потом на один день переезжаю в другое, затем возвращаюсь, и 90-дневный срок начинает исчисляться заново. И никакой закон не запрещает мне поступать подобным образом», -- гордо ответил программист без определенного места жительства. «То вы здесь, то вы там, то снова здесь, и как вас искать, совершенно непонятно», -- проворчал судья, а после того, как стороны еще раз подтвердили свои позиции, принял решение: в удовлетворении заявления г-на Мазина о признании недействительным обязанность предоставлять регистрацию по месту жительства при регистрации транспортного средства отказать.
Максим Мазин при этом расстроенным не казался. Решение Верховного суда он решил обжаловать. И совсем скоро он придет туда с новым заявлением -- об оспаривании актов президента РФ и МВД, запрещающих, по его мнению, выдачу загранпаспортов лицам, у которых нет регистрации.
Екатерина БУТОРИНА