Время новостей
     N°191, 18 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.10.2006
Банк развития: почти в Думе
На следующей неделе Национальный банковский совет (НБС) рассмотрит концепцию создания государственного Банка развития. Как известно, о создании подобного института в январе нынешнего года заявил президент России Владимир Путин. Он, в частности, отметил, что капитал Банка развития составит 2,5 млрд долл. Правительство подготовило законопроект, предусматривающий формирование банка на базе Внешэкономбанка с присоединением к нему Российского банка развития и Росэкимбанка. Госкорпорация развития, по словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, должна стать «единым координирующим центром по поддержке российского экспорта и совместить функции агентства по страхованию и экспортно-импортного банка». Эту концепцию и обсудит 24 октября НБС перед внесением законопроекта в Думу.

«Мы рассчитываем, что до конца года закон будет рассмотрен правительством и принят Госдумой», -- заявил вчера журналистам председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Он напомнил, что законопроект не предусматривает наличия у института развития, который будет иметь статус госкорпорации, банковской лицензии. Названный Владимиром Путиным уровень капитала в 2,5 млрд долл, судя по всему, -- минимальная планка. «Мы можем выйти и на уровень 3 млрд долл. -- с таким капиталом мы сможем увеличить кредитный портфель до 30 млрд», -- сказал вчера г-н Дмитриев. По его словам, есть возможность внести в капитал 1,5 млрд долл, которые сейчас находятся на балансе банка и принадлежат государству (расчеты производителей с государством прошлых периодов).

Что касается функций будущей банковской корпорации, то, считает Владимир Дмитриев, целесообразно сохранить за ней статус государственной управляющей компании по работе с пенсионными накоплениями, а не создавать новую госструктуру. «Мы не настаиваем на том, чтобы институт развития был наделен функциями государственной управляющей компании, но рекомендуем сохранить возможность управлять средствами «молчунов» за новым ВЭБом -- это целесообразно с точки зрения здравого смысла и затрат», -- считает г-н Дмитриев. Проект закона о Банке развития предусматривает также активизацию работы нового ВЭБа на рынках заимствований. «Практически все банки развития являются активными участниками рынка капитала, и мы, естественно, полагаем, что в новом ВЭБе эта деятельность будет основной составляющей укрепления пассивной базы», -- сказал Владимир Дмитриев.

«Я исхожу из того, что консенсус по поводу концепции достигнут», -- сказал вчера глава ВЭБа. Вместе с тем, по данным источников Интерфакса, один из участников «консенсуса» неожиданно изменил свою позицию. Источник в аппарате правительства сообщил агентству, что Министерство финансов, до сих пор поддерживавшее концепцию, в ходе межведомственных согласительных совещаний в первой половине октября пересмотрело свою позицию. Теперь Минфин выступает уже за создание Внешэкономбанка Российской Федерации как долгового агентства в форме госкорпорации, а проект создания Банка развития, по мнению министерства, должен реализовываться на базе Российского банка развития и Росэксимбанка. «Вопрос о создании долгового агентства Минфин не рассматривал последние полгода -- после того, как было согласовано решение сохранить эти функции на базе Банка развития. Поэтому столь радикальное изменение позиции, одобренной во всех инстанциях, не может не вызывать недоумения», -- сказал собеседник агентства. Он добавил, что идея создания долгового агентства не обсуждалась и в ходе последнего заседания рабочей группы Национального банковского совета по вопросам модернизации системы госбанков. Нельзя не отметить, что подобное изменение позиции вызывает недоумение и еще по одной причине: государственный долг России благодаря тому же Минфину неуклонно сокращается, а объем долга перед государством сокращается благодаря усилиям ВЭБа. Следовательно, сокращается и поле действия для потенциального обособленного долгового агентства. Тем более странно загонять в эти рамки Внешэкономбанк. Вчера информацию Интерфакса не комментировали ни в Минфине, ни в ВЭБе.

Иван ГОРДЕЕВ