|
|
N°191, 18 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авторизуйте их!
Итоги шестого конкурса на лучший фоторепортаж о Москве «Серебряная камера»
Главным победителем этого конкурса, как и всех предыдущих, является директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. Конкурс -- своего рода эксперимент на тему: каков кпд свибловской энергии, направленной на изменение статуса фотографии в общественном сознании. Смотры победителей из года в год показывают, что этот кпд высок (несмотря на то что уровень самих конкурсов средний, о чем мы тоже исправно пишем). Благодаря постоянным выставкам и биеннале воспитывается новое поколение людей с камерами. Постановка глаза новых лучших российских фотографов выправляется не в последнюю очередь путем знакомства с привезенными Свибловой на свои выставки шедеврами мировой фотографии.
Одна только возникает проблема: авторская идентификация снимков победителей. По иронии судьбы в числе лауреатов в номинации «Лица» попал Иван Куринной с серией «Авторизуй меня!». Забавные тинейджеры, кривляющиеся, как фрики, суют в объектив листок с отвязными интернетовскими логинами типа nectos или «эть». Снимки-симпатяги по заслугам взяли приз компании МИАН. В комической форме Куринной инсценировал саму ситуации конкурса «Серебряная камера». Ведь первый смотр участников проходит инкогнито. Фотографии имеют только шифры и номера. И вот теперь благодаря решению жюри, в которое вошли такие замечательные эксперты, как ответственный секретарь Союза фотохудожников России Сергей Бурасовский, директор фотослужбы «Коммерсанта» Эдди Опп и другие спецы, «проверка прав личности пользователя», иначе авторизация, состоялась.
И оказалось, что почти у каждого победителя благодаря Свибловой есть еще один, неавторизованный двойник. Эти двойники -- звезды мировой фотографии -- довольно жестко режиссируют глаза «серебряных» лауреатов. В номинации «События и повседневная жизнь» победителями стали Людмила Зинченко (серия «Площадь Европы», приз правительства Москвы), Глеб Косоруков (серия «Последние дни», приз компании MasterCard), Оксана Юшко (серия «Москва это...», приз группы компаний МИАН), Игорь Мухин (серия «Тяжелое дыхание зимы», приз компании Pio Global). За помощь в авторизации лауреатам есть повод поблагодарить легендарных мастеров агентства «Магнум», например, или классиков советской фотографии. Сложнее с номинацией «Архитектура». В ней победили Олег Паршин (серии «Строительство Москва-Сити», «Вид на Москву с дома Коперник», призы правительства Москвы и компании Sony), Павел Кузнецов (серия «Дважды два», приз компании MasterCard), Илья Кейтельгиссер (серия «Отражения, приз компании Pio Global), Игорь Охременко (серия «Ночная Москва», приз группы компаний МИАН). Режиссеры-глаза у них были весьма достойные: и Брассай, и Ричард Пейр, и Игорь Пальмин, и многие-многие классики жанра. Но поэтизация глазами классиков лужковской Москвы рождает ощущение какого-то оркестрового кикса, медногромкого фальшивого исполнения. Ту же фальшь мы чувствуем, глядя на помпезную абракадабру большинства новомосковских построек.
Самым убедительным мне показался раздел «Лица». В нем награждены Владимир Вяткин (серия «Уходящее поколение», приз правительства Москвы), Александр Катьер (серия «За стеклом», приз компании MasterCard), Георгий Первов (серия «Люди как люди», приз компании PioGlobal), упомянутый Иван Куринной. Вдохновило как раз то, что за каждым из этих фотографов alter ego из мира звезд угадывалось меньше всего. Все они -- и мэтр советской фотографии Владимир Вяткин с серией рембрандтовских по фактуре портретов-судеб великих наших стариков (Фоменко, Игорь Моисеев), и точно наблюдающий смешную и одновременно страшно жестокую пантомиму жизни молодой Георгий Первов, и уловивший в пассажирских лицах за мокрыми стеклами автобусов и троллейбусов хичкоковский саспенс Александр Катьер, и вышеозначенный Иван Куринной -- сами себе режиссеры. И их авторизовать легче всего.
Сергей ХАЧАТУРОВ