|
|
N°190, 17 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба на клеточном уровне
Зоозащитники обрекают «узников меховых ферм» на гибель в природе
В преддверии очередной зимы защитники прав животных начали решительное наступление на «меховом фронте». Как и положено истинным борцам за свободу, самые бескомпромиссные из зоозащитников, идя к поставленной цели, не считаются с количеством жертв среди тех, кого они намерены облагодетельствовать. Проведенная в минувшие выходные в испанской Галисии успешная акция по вскрытию клеток на трех зверофермах по разведению норок, вероятнее всего, обернется не только финансовыми потерями для заводчиков пушных зверьков, но и массовой гибелью многих из «освобожденных».
Как сообщает AP, хотя для славящейся своими фермами Галисии выходки «зеленых» не в новинку, последняя акция удивила и заводчиков, и полицейских уровнем организации побега. «Это была не шалость, -- цитирует агентство представителя местной полиции Марию Долорес Сендон. -- Все было очень хорошо спланировано». Одновременный налет на три фермы явно координировался из одного центра, где просчитали, что ночью да в выходные у участников акции мало шансов встретить сопротивление, да и норок быстро никто не хватится. Lenta.ru утверждает, что любители живых норок заранее заготовили доски, чтобы помочь зверькам перебраться через ограждения ферм. А ветер свободы, который они предложили животным, сильно отдавал рыбным запахом -- без такой приманки выманить наружу зверей, рожденных в неволе, было просто невозможно. Впрочем, и рыба далеко не всем норкам показалась настолько привлекательной. На каждой из трех ферм, где были вскрыты клетки с животными, половина обитателей предпочла остаться.
Но количество освобожденных норок все равно исчисляется тысячами и повергает в уныние зверозаводчиков. Утром в понедельник, обнаружив, что 11 тыс. норок покинули клетки, а половина из них и вовсе вырвалась за ограждение, владелица фермы Оса дос Риос Чаро Каррильо пожаловалась агентству Efe на то, что «20 лет работы по созданию высококачественной продукции потрачены зря». Г-жа Каррильо, видимо, имела в виду, что среди оставшихся зверьков, выпущенных из клеток и разбежавшихся по ферме, сложно будет обнаружить норок-производителей, выводившихся многолетней селекцией среди особей с самым лучшим мехом.
Именно эта деталь, однако, позволяет предположить, кто именно организовал звериный побег. Хотя представители галисийской полиции утверждают, что пока никто не взял на себя ответственность за разорение фермеров, «фирменный» почерк говорит о причастности к акции так называемого Фронта освобождения животных. Идеологи этой организации, имеющей сторонников во многих странах мира, призывают любителей животных открывать клетки до тех пор, «пока все узники меховых ферм не обретут свободу». В инструкциях о том, как надо добиваться максимального урона для фермеров, отдельно оговаривается необходимость выпускать из клеток производителей, дабы те смешались с остальными.
Правда, освободительные акции этого фронта, проводившиеся в США, Великобритании, Испании, а недавно и в России, оборачивались не только материальными потерями зверозаводчиков, но и гибелью значительной части освобожденных «узников меховых ферм». Например, в Ленинградской области, где в начале сентября этого года, зоозащитники, нагрянув на ферму «Пионер», выпустили на волю 30 тыс. норок, вскоре после акции в ближайшем лесу были обнаружены сотни павших животных. Часть рожденных в неволе животных погибла просто от стресса, многие так и не приспособились добывать себе пропитание. Кстати, более двух третей беглецов нашли дорогу обратно к привычным кормушкам.
В Галисии также ждут массовой гибели беглецов. Чаро Каррильо полагает, что уже ближайшие дни покажут неприспособленность норок со звероферм самостоятельно выживать в природе. Помимо отсутствия навыков охоты речь идет и о недостаточной «физподготовке» животных, выросших в довольно тесных клетках. Примечательно, что зоозащитники осознают высокий риск гибели освобождаемых ими зверей, хотя и не очень верят в пессимистические прогнозы специалистов, считающих, что шансы освоиться в дикой природе есть не более чем у половины вчерашних обитателей звероферм. Бескомпромиссные «зеленые» тоже активно обсуждают моральную дилемму и спорят о том, оправдывает ли декларируемая гуманная цель высокие потери. Но это вовсе не мешает им регулярно открывать все новые клетки.
Федор Серебрянский