Время новостей
     N°191, 18 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.10.2006
Любовь и жизнь вместо сонетов и гимнов
Фестиваль Ars Longa взрослеет
Музыкальный фестиваль Ars Longa, придуманный и впервые организованный шесть лет назад пианистом Иваном Рудиным, в этом году выйдет на «большую сцену» -- закрытие фестивальной серии 28 октября пройдет в Светлановском зале Дома музыки при большом, как планируется, стечении публики и даже в присутствии узнаваемых официальных лиц. Такая пышность до сих пор доставалась только одному молодежному музыкальному фестивалю -- масштабному Creschendo всенародного любимца Дениса Мацуева. Красиво спрограммированный, насыщенный и не слишком падкий на внешние эффекты фестиваль Ars Longa в том, что касается залов и светскости, пока еще не вступал в прямую конкуренцию с проектом Мацуева. Его скорее сравнивали с «Возвращением» -- каникулярно-концертной январской неделей, основанной на идеологической конструкции «возвращения домой на каникулы молодых московских музыкантов, обучающихся и работающих за границей» и на их готовности играть в Москве и будоражить местную сцену бесплатно.

Фестиваль Ars Longa конструируется без идеологических подпорок, кто и где из участников учится и работает, совершенно неважно, все -- граждане мира (среди них есть и участники Creschendo с «Возвращением», например виолончелист Борис Андрианов), программы выстраиваются внеконцептуальным способом домашней импровизации. В этом году их названия несколько спокойнее и традиционнее, чем случалось. Если в прошлом сезоне на фестивале можно было услышать программу «Музыка светлого будущего», составленную из «Сонетов Ленину» и «Гимна советской рабоче-крестьянской милиции» и тут же другую -- «Необыкновенный концерт на клавесине», то в этом году первый концерт назывался «К 250-летию Моцарта», а следующий -- как раз сегодня в Культурном центре им. Чайковского на Кудринской площади, 46/54, -- «Моцарт и его современники». Звучать будут сам юбиляр этого года (фрагменты из оперы «Дон Жуан»), еще Карл Филипп Эмануэль Бах (флейтовые дуэты, трио-соната) и Бетховен -- раритетные на местной камерной сцене «Какаду-вариации» для скрипки, виолончели и фортепиано. Среди исполнителей Евгений Тонха, Илья Норштейн, Мария Чепурина, Мария Алиханова, Анна Карпенко, Михаил Мордвинов.

22 октября там же -- «Любовь и жизнь женщины» из музыки Шумана (одноименный вокальный цикл и Фантастические пьесы для виолончели и фортепиано), Брамса (Фортепианный квартет c moll) и самой Клары Шуман (Клары Вик) -- Трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Борис Андрианов, Анна Полетаева, Мурад Адигезалзаде, Екатерина Досина, Злата Рубина и другие посвятили программу Анне Политковской, и можно не сомневаться в том, что изящество и пылкость музыки будут переданы не только с блеском, но и со всей трепетной чуткостью, какой поколение 30-летних владеет свободнее так называемых «взрослых».

Еще одна красивая программа перед закрытием -- арии Моцарта, Беллини и Делиба в исполнении француженки Стефани Жакено (колоратурное сопрано), американки Эви Цейтлин (скрипка) и Ивана Рудина (фортепиано). В концерте-закрытии кроме Рудина примут участие Дмитрий Коган (скрипка), Сергей Ролдугин (виолончель) и симфонический оркестр «Новая Россия» Юрия Башмета. Так же ударно выглядит и список сочинений -- «Вариации на тему рококо», Скрипичный концерт, Первый фортепианный концерт, Торжественная увертюра «1812» год. Причем, судя по именам участников программы, кроме пафоса и пышности стоит ожидать и музыкального удовольствия.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка