|
|
N°189, 16 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В ловушке энергобезопасности
Европа намерена развернуть сеть спецагентуры
Становится все более вероятным, что Россия, избрав энергобезопасность основной темой своего председательства в «большой восьмерке», может попасть в политическую ловушку. Как только права председателя клуба перейдут к Германии, именно России будет адресована все большая часть «обеспокоенностей» Запада -- как справедливых, так и надуманных. «Площадка» для этого уже есть: канцлер ФРГ Ангела Меркель, встречаясь в прошлый вторник с Владимиром Путиным в Дрездене, сообщила, что Германия планирует обеспечить преемственность в работе «восьмерки», сохранив в центре внимания тему энергетической безопасности.
Лихой разворот Штокмановского проекта, который «Газпром» решил на прошлой неделе переориентировать с американского на европейский рынок, вопреки ожиданиям не вызвал восторгов в Европе. Судя по всему, расчет на то, чтобы «успокоить» Европу, не оправдал себя. Наоборот, европейцы увидели в этом лишь то, что Москва способна оперативно регулировать энергетическую политику в соответствии с политической тактикой и пострадать в этой ситуации может любой.
Самое неприятное, что Ангела Меркель не готова становиться «энергетическим агентом Кремля». А ведь неделю назад, когда Владимир Путин объявил о том, что ФРГ из простого потребителя российского газа в результате получения ресурсов «Штокмана» по будущему газопроводу «Северный поток» станет крупнейшим европейским центром распределения газовых ресурсов, казалось, что г-же Меркель уже никуда от этой роли не деться. Тем не менее сразу после переговоров с российским президентом она отправилась в Париж и решила вместе с Жаком Шираком создать энергетический альянс Германии и Франции -- без участия третьих стран. Учитывая, что вместе с Россией эти две страны представляют собой так называемую «евротройку», подобный энергетический сепаратизм должен быть особенно обидным для Москвы.
Но помимо обидных в Берлине готовятся и просто нежелательные для Москвы инициативы, причем в ведомстве г-жи Меркель предполагают сделать их общеевропейской политикой. Речь идет о создании своего рода энергетической разведки -- дабы, видимо, не полагаться лишь на заявления политического руководства России и топ-менеджеров «Газпрома».
На предстоящем 20 октября с участием России неформальном саммите ЕС в финском городе Лахти главы европейских государств и правительств предполагают принять решение о создании сети так называемых «энергетических корреспондентов». Согласно подготовленным к саммиту предложениям Еврокомиссии, им надлежит обеспечить «быстрое реагирование при угрозе энергетической безопасности».
По данным немецкого издания Financial Times, в качестве главной задачи этой корреспондентской сети будет распознавание на ранней стадии кризисных явлений в энергетической отрасли -- таких, какие возникли в начале года в связи с газовым спором между Россией и Украиной. В число энергокорреспондентов, по задумке авторов этой идеи, предстоит войти специалистам отрасли из стран ЕС, Европейского совета и Европейской комиссии, которые будут находиться во взаимном контакте с помощью «особой коммуникационной системы». Речь при этом идет, как говорится в документах готовящегося саммита, о «системе раннего оповещения». Энергокорреспонденты, как значится далее, получат возможность использовать секретную информацию спецслужб.
Германии, которая с января будет председательствовать одновременно в Евросоюзе и «большой восьмерке», предстоит решать вопросы обеспечения энергетической безопасности в рамках обоих форматов. Для этого немцы активизируют все возможные резервы. Включая в прямом смысле слова скрытые. В конце прошлой недели в Берлине прошел закрытый симпозиум Федеральной службы разведки (БНД) «Энергия -- источник конфликтов и кооперации». Он был посвящен исключительно вопросам защиты ЕС от потенциальных угроз энергетике региона как со стороны исламистских террористов, так и со стороны поставщиков -- производителей нефти и газа, оказавшихся под влиянием негативных политических обстоятельств.
На совещании немецких разведчиков речь прямо шла о мерах по снижению зависимости Европы от поставок энергоносителей из России. Наряду с угрозами международных террористов опасность представляет также возможность использования нефти и природного газа в качестве «оружия» или «валюты власти» в кризисных политических ситуациях. Об этом предупредил на симпозиуме БНД глава ведомства федерального канцлера Томас де Мезьер. Госчиновников на этой должности шутливо называют «агентами 008» -- в их функции входит координирование деятельности спецслужб.
Томас де Мезьер выступил с пространной речью, которую можно рассматривать в качестве руководства к действию бойцов тайного фронта по обеспечению европейской энергобезопаности. Исходной посылкой его выступления стали слова: «Энергетическое снабжение Европы ни в коем случае нельзя считать безопасным». Энергетическая политика в Германии и других странах ЕС до недавнего времени ограничивалась решением преимущественно индустриальных задач. Выступление Томаса де Мезьера считается здесь поворотной точкой: удары террористов по энергообъектам, а также политически мотивированное прекращение поставок энергоносителей теперь все в большей степени возводятся в ранг угроз государственной безопасности. Президент БНД Эрнст Урлау отметил в связи с этим, что последние годы немецкая разведка отмечает рост террористических ударов, направленных против трубопроводов, электростанций и нефтеперерабатывающих заводов.
Шеф администрации г-жи Меркель подверг критике «растущее стремление» стран, богатых природными ресурсами, использовать энергопоставки в качестве «политического оружия». Некоторые страны, подчеркнул он, конкретно не называя при этом Россию, свои запасы нефти и газа рассматривают в качестве «валюты власти». Вывод «агента 008»: это ведет к «глубоким переменам в геополитическом ландшафте». Реальные противоречия между истощающимися запасами природных ресурсов и мировым ростом потребности в них побуждают спецслужбы к составлению апокалиптических сценариев региональных и всемирных войн за нефть и газ. Наиболее значимые запасы этих ресурсов сохраняются к тому же в регионах, страдающих от недостатка пресной воды, что в еще большей степени угрожает стабильности энергоснабжения. Конфликты вокруг воды могут негативно сказаться на производстве нефти и газа. Но и нынешний рост интереса к атомной энергетике также порождает новые проблемы: чем больше государств имеет дело с ядерным материалом, тем реальнее опасность того, что международные террористические сети станут обладателями оружия массового уничтожения.
В сферу критики немецких экспертов в области энергетики все больше попадает совместный российско-германский проект сооружения газопровода «Северный поток». Один из них -- Франк Умбах -- отметил на симпозиуме БНД в Берлине, что идея проекта, инициированного с немецкой стороны экс-канцлером Герхардом Шредером, во все возрастающей степени вызывает сомнения не только в Польше и Швеции. К тому же, отметил он, проект повергает все большее число государств в новый виток зависимости от России.
По этой, в частности, причине правительство Германии считает необходимым возложить на Федеральную службу разведки новые задачи по распознаванию и предупреждению угроз энергобезопасности Европы на ранних стадиях. Защита энергообъектов от террористов была важной частью и российских предложений к саммиту «восьмерки» в Петербурге. Однако дело это сложное и в общем-то почти бесперспективное, ведь предотвращение терактов трудно сделать системой. У нового же председателя «восьмерки» на первый план в связи с энергобезопасностью выходят политические угрозы. Трудно сказать, что выйдет из германских идей об «энергетических корреспондентах». Можно предположить, что разного рода эксперты, почувствовав себя «рыцарями тайного фронта», поспешат показать свою эффективность и начнут пугать европейцев по поводу и без повода. Ясно одно -- для России само появление этой инициативы означает постоянные неприятности и в целом возможное усиление взаимного недоверия с Европой.
Андрей ДЕНИСОВ, Юрий ШПАКОВ, Берлин