|
|
N°189, 16 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузию призвали к воздержанию
Совбез ООН принял российскую резолюцию
Совет Безопасности ООН 13 октября единогласно одобрил резолюцию 1716 о продлении мандата миссии наблюдателей ООН и миротворческих сил СНГ в Грузии еще на полгода. Резолюция была принята в самый последний день действия предыдущего мандата. И теперь российские миротворцы, находящиеся в Абхазии под флагом СНГ, так же как и ооновские наблюдатели, получили еще одну шестимесячную передышку для продолжения своей деятельности.
Совбез предложил Грузии «воздерживаться от воинственной риторики и провокационных действий». Он также высказал «озабоченность» действиями грузинской стороны в Кодорском ущелье в июле 2006 года. Вопреки критике Тбилиси ООН констатировала «важную и стабилизирующую роль» не только собственных наблюдателей, но и Коллективных сил СНГ по поддержанию мира, в формате которых в Абхазии 12 лет несут службу российские военные. СБ также призвал Абхазию «серьезно отнестись к необходимости возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев».
В Москве, Тбилиси и Сухуми на редкость единодушно оценили принятие резолюции 1716 как свой дипломатический успех. Однако если проанализировать содержание документа, можно обнаружить, что грузинское руководство вынуждено демонстрировать свое удовлетворение, поскольку ничего иного делать не остается.
Определенную слабость своей позиции Тбилиси обнаружил накануне голосования по резолюции в Совбезе, когда вынужден был допустить в Верхнюю Абхазию, как сейчас грузинские власти именуют Кодорское ущелье, по шесть наблюдателей от миссии ООН и российского миротворческого контингента. Руководил совместным патрулем полковник из миссии ООН Ян Ор. Более трех лет Кодорское ущелье -- единственный регион Абхазии, контролируемый Тбилиси после грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992--1993 годов -- оставалось недоступным для мониторинга. Регулярные же проверки предписаны базовым документом, которым руководствуются стороны в процессе урегулирования, -- Московским соглашением 1994 года.
Три года назад патрулирование было прервано в связи с невозможностью обеспечить безопасность международных наблюдателей. Грузия уверяет, что проведенная ею в июле в этом регионе антитеррористическая операция против отряда бывшего президентского уполномоченного Эмзара Квициани как раз и позволила возобновить мониторинг. Но в Москве и Сухуми говорят, что эта операция на деле стала нарушением Московского соглашения. По нему Кодорское ущелье -- регион демилитаризированный, и там не должно быть ни военных, ни оружия, Грузия же якобы устроила там плацдарм для дальнейшего наступления на Абхазию.
«Все убедились, что мы там не содержим никаких войск», -- заявил «Времени новостей» глава представительства грузинских миротворческих сил в Абхазии Валерий Джапаридзе. «Патруль обнаружил в Кодорском ущелье вооружение, которое там не должно находиться, -- сказал «Времени новостей» министр обороны непризнанной республики Абхазия Султан Сосналиев. -- Мы надеемся, что следующая проверка состоится уже в течение этой недели. Факт, что нарушено соглашение о демилитаризации ущелья».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что патрулирование «выявило в Кодорском ущелье незаконные склады оружия», и предложил незамедлительно вывести это вооружение. Глава российской дипломатии подчеркнул: Совбез ООН «недвусмысленно заявил, что причина нынешнего обострения грузино-абхазских отношений заключается в незаконных действиях Тбилиси в Кодорском ущелье».
Группа полковника Яна Ора обнаружила в Верхней Абхазии отдельно складированные шесть 120-миллиметровых и шесть 82-миллиметровых минометов, переносной зенитно-ракетный комплекс без ходовой части, несколько противопехотных мин и два тягача. Грузинская сторона объяснила, что это вооружение принадлежало Эмзару Квициани. Как и предыдущие его арсеналы, оно будет вывезено по завершении расследования, которое должно установить, как мятежники его получили.
Перед патрулированием Грузия заявила, что в ущелье дислоцированы 550 сотрудников МВД. Наблюдатели ООН сообщили, что не зафиксировали превышения этой численности. Но представитель президента Абхазии Руслан Кишмария заявил, что незадолго до мониторинга Грузия вывела из Кодори до 700 вооруженных лиц. Командующий российскими миротворцами Сергей Чабан заявил, что его больше беспокоит не численность, а обнаруженный арсенал, «наличие которого никак не вяжется с полицейской операцией, если это не плацдарм грузинской стороны, который будет использоваться в последующем для каких-то действий».
Как считает Сергей Лавров, Грузии придется удовлетворить требования по демилитаризации ущелья, особенно «когда свой голос возвысил СБ ООН». «По крайней мере мы будем за этим следить, в том числе и через контрольные механизмы ООН», -- подчеркнул глава МИД России.
Но расставаться с завоеваниями в Кодорском ущелье Грузия не спешит. Президент Михаил Саакашвили заявил, что «не уступит ни сантиметра территории Верхней Абхазии». «Наоборот, мы намерены продолжить процесс возвращения территорий. Сейчас мы контролируем 30% территории Абхазии и путем мирных переговоров восстановим здесь полный контроль», -- сказал г-н Саакашвили.
Подобная «мирная воинственность» грузинского президента выглядит несколько авантюристично. Можно ли путем «мирных переговоров» с победившей в войне стороной добиться «восстановления полного контроля» над ней? Подобный результат, как свидетельствует мировой опыт, иначе как военным путем недостижим. Неслучайно президент непризнанной республики Абхазия Сергей Багапш назвал эту позицию грузинского лидера «очередным проявлением неуважения к ООН и всему международному сообществу». «Грузия желает решить абхазскую проблему военным путем, и президент этой страны даже не скрывает своих намерений», -- заявил г-н Багапш.
Резолюция Совбеза и последующие комментарии сторон стали дополнительным отражением российско-грузинского кризиса. Михаил Саакашвили уверяет, что располагает «точной информацией» о том, что «Российская Федерация как член СБ ООН сделала все, чтобы разменять свои интересы ради оказания давления на Грузию, чтобы получить полный карт-бланш в отношении Грузии в обмен на поддержку позиции западных стран по Северной Корее и Ирану». По его словам, Москва добивалась двух вещей -- безусловного осуждения со стороны ООН действий грузинской стороны в Кодорском ущелье и восстановления того статус-кво, которое было до полицейской операции в Верхней Абхазии. «Но ничего не вышло», -- сказал президент Грузии. Постпред России в ООН Виталий Чуркин уверяет, что никакой увязки между резолюциями по Грузии и Северной Корее не было. По его словам, работа над этими двумя документами велась параллельно и «драматично».
Россия еще 3 октября внесла свой проект резолюции. В нем в жесткой форме критиковались действия Грузии в Кодорском ущелье. Постпред США при ООН Джон Болтон сразу же заявил, что не поддержит российский подход как «недостаточно справедливый и сбалансированный». 4 октября в СБ ООН был внесен проект резолюции по Грузии, по словам Виталия Чуркина, подготовленный «европейскими членами Совбеза, представляющими так называемую группу друзей Грузии». Этот институт вместе с Россией и США объединяет также Германию, Великобританию и Францию. Россия также готовила новый вариант.
Проект необходимо было согласовать до 15 октября. «Драматичность» сохранялась до последнего момента. Виталий Чуркин образно заметил, что США все же согласились поддержать новый российский проект, что «вызвало вздох облегчения в рядах наших коллег». В этом проекте в более дипломатичной форме были выражены призывы к Грузии воздерживаться от провокационной риторики и действий, а также допустить в ущелье для мониторинга наблюдателей ООН и российских миротворцев. Ранее Грузия настаивала, чтобы российские «голубые каски» в патрулировании не участвовали. Виталий Чуркин подчеркнул, что Россия пошла на компромисс, так как оказалась в условиях «необычного давления». При этом, по словам российского дипломата, в новом проекте удалось сохранить все «ключевые позиции нашего первого варианта».
Для Грузии оказалось неожиданным, по признанию ее представителя в ООН Ираклия Аласании, что в резолюции не учли соображения Тбилиси о милитаризации Абхазии, которая регулярно проводит учения, «финансируемые и поддерживаемые представителями иностранных вооруженных сил и сил безопасности». Грузия не сомневается, что именно Россия является этим «иностранцем». Также Тбилиси желал, чтобы Совбез подверг критике российских миротворцев. «Сейчас усилия всей Грузии должны быть направлены на реальную интернационализацию мирного процесса урегулирования конфликта, и это неизбежно», -- сказал Ираклий Аласания.
МИД Грузии распространил заявление, в котором пообещал, что «грузинская сторона в соответствующее время и при определенных обстоятельствах осуществит те меры, которые предполагают изменение формата миротворческой операции и замену существующего контингента на интернациональные силы». Министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили заявил «Времени новостей», что «реальным» является вариант замены российских миротворцев на миротворцев ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Сроки создания формирований ГУАМ -- как военных, так и полицейских -- главы МИД стран организации рассмотрят на переговорах в Брюсселе в начале декабря, в рамках саммита министров иностранных дел ОБСЕ.
Оптимизм Тбилиси не разделяет глава делегации Еврокомиссии в Грузии Торбен Хольце, который в день обсуждения в Совбезе резолюции сказал: «Вопрос замены российских миротворческих сил на международный контингент в зонах конфликтов в Грузии не является легко решаемым. Кроме желания о замене контингента должны быть найдены страны, международные организации, которые выделят соответствующие суммы, применят свои подразделения. Пока такого желания не видно».
Вчера этот «евроскептицизм» нашел подтверждение в итогах состоявшегося в Кишиневе третьего заседания парламентской ассамблеи стран ГУАМ. Призыв спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе оказать активную поддержку Тбилиси в его противостоянии с Москвой не встретил горячего отклика. Руководители парламентов Молдавии, Украины и Азербайджана дали понять, что страны ГУАМ должны в первую очередь активизировать экономические отношения и наметить проекты в энергетической сфере. Кишинев, Киев и отчасти Баку, зависящие от поставок российских энергоресурсов, явно не готовы рисковать ради грузинского союзника, идя на обострение с Москвой.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Аркадий ДУБНОВ