Верховный суд России, отменивший два оправдательных приговора Мосгорсуда по делу врачей-трансплантологов, признался, что совершил ошибку. Вчера президиум ВС рассмотрел это дело в надзорном порядке и согласился с доводами сторон о том, что кассационная коллегия ВС ранее нарушила нормы УПК, дав оценку доказательствам, представленным в первой инстанции, и, кроме того, фактически указала на то, что следующий приговор должен быть обвинительным.
Дело врачей-трансплатологов постоянно сопровождалось скандалами. С самого своего появления в апреле 2003 года его называли не иначе как «дело врачей-убийц». Двух врачей 20-й горбольницы, Людмилу Правденко и Ирину Лирцман, а также двух трансплантологов Московского центра органного донорства (МЦОД), Петра Пятничука и Баирму Шагдурову, обвиняли в том, что они собирались отрезать почку у потенциального донора, который в тот момент якобы был еще жив. В течение последующих трех лет на судебных процессах по этому поводу шли жаркие споры, был ли пациент жив или все-таки мертв и что вообще следует считать смертью. В марте прошлого года Мосгорсуд вынес первый оправдательный приговор, ВС его отменил, а в ноябре 2005 года врачи были оправданы повторно. Правда, и это решение ВС счел незаконным, и процесс должен был пойти на третий круг.
Однако
адвокаты обратились в президиум ВС и прямо обвинили судей кассационной коллегии ВС в том, что те не отнеслись к делу беспристрастно и добивались вынесения обвинительного приговора. Адвокаты обратили внимание и на тот факт, что оба оправдательных приговора отменялись практически одним и тем же составом кассационной коллегии ВС. Если бы второй оправдательный приговор утвердили, то тем самым судьям ВС пришлось бы фактически расписаться в том, что в первый раз они совершили ошибку.
На защиту врачей встал и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, который обратился к председателю ВС Вячеславу Лебедеву с просьбой проверить обоснованность и законность определения кассационной коллегии ВС, отменившего оправдательный приговор по делу врачей.
Заседания президиума ВС с нетерпением ждали четыре врача, которым уже начало казаться, что судить их будут вечно, а также все медицинское сообщество, поскольку от того, признают или не признают их коллег виновными, во многом зависит и будущее всей трансплантологии. Ждали и судьи Мосгорсуда, поскольку на карту была поставлена их профессиональная честь и репутация.
И вот вчера, когда 12 лучших судей России, во главе которых восседал сам глава судейского сообщества Вячеслав Лебедев, собрались на слушание дела, выяснилось, что и на этот раз не обойдется без сюрпризов. Причем преподнесла его, как ни странно, сама Генпрокуратура, которая так упорно и до сих пор успешно добивалась отмены оправдательного приговора.
Сторона обвинения была представлена на высшем уровне -- выступить в президиуме ВС пришел заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров, отвечающий за обеспечение участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Совершенно неожиданно для всех он поддержал надзорные жалобы адвокатов. «Судебная коллегия дала оценку показаниям свидетелей, что не имела права делать кассационная дистанция. Тем самым она вышла за рамки своих полномочий, -- заявил г-н Кехлеров. -- Кроме того, кассационная инстанция в определении указала: «при повторном рассмотрении учесть позицию обвинения», однако ничего не сказала о позиции защиты».
После таких речей адвокаты только развели руками. «Наша задача была облегчена позицией обвинения», -- признался адвокат Александр Гофштейн, когда пришла его очередь выступать. Он еще раз акцентировал внимание президиума ВС на том, что при пересмотре приговора состав судей кассационной коллегии должен давать беспристрастные оценки, а в данном случае очевидно было обратное. А его коллега Юрий Костанов еще раз подчеркнул, что «коллегия вышла за пределы своей компетенции и по существу совершила переоценку доказательств, хотя законом это запрещено».
После короткого совещания президиум ВС постановил: определение кассационной коллегии отменить и назначить новое заседание по пересмотру оправдательного приговора. «Это решение в некоторой степени защищает вынесенный вторично оправдательный приговор», -- заявил журналистам адвокат Александр Гофштейн. «В некоторой степени», потому что теоретически кассационная коллегия ВС может принять любое из двух решений -- либо признать оправдательный приговор законным, либо снова отправить его на новое рассмотрение в Мосгорсуд.
Именно то обстоятельство, что один и тот же состав коллегии, в котором пересматривались оправдательные приговоры, не мог быть беспристрастным, побудило адвокатов обратиться в Конституционный суд, чтобы тот проверил, насколько практика пересмотра дел одним и тем же составом кассационных коллегий отвечает основным принципам судопроизводства. Предполагается, что КС рассмотрит это дело уже в ближайшие два месяца.