|
|
N°185, 10 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сплавились
РУСАЛ, СУАЛ и Glencore сумели создать крупнейшую в мире алюминиевую компанию
Объявление о слиянии РУСАЛа, СУАЛа и швейцарской Glencore в объединенную компанию «Российский алюминий», которая станет крупнейшей в мире, вчера, наконец, состоялось. Сделка была задержана на девять дней, что заставило предполагать, что слияние может сорваться. Вчера выяснилось, что все споры преодолены, однако параметры сделки хотя и незначительно, но изменились.
О том, в какой конфигурации теперь будут сосуществовать крупнейшие алюминиевые компании России, вчера рассказывали председатели советов директоров РУСАЛа и СУАЛа Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг, глава швейцарской Glencore International Айван Глайзенберг, президент СУАЛа Брайан Гилбертсон и гендиректор РУСАЛа Александр Булыгин. Объявлять о слиянии было поручено главе и основному акционеру СУАЛа Виктору Вексельбергу. До сих пор считалось, что именно его (а точнее, ряд его партнеров по СУАЛу) не устраивали некоторые аспекты предполагаемого объединения, а потому сделка затягивалась. В частности, как говорили источники, близкие к переговорам, сначала речь шла о проведении IPO СУАЛа до объединения, однако г-н Дерипаска был категорически против. В качестве компромисса стороны договорились провести IPO уже объединенной компании, причем в довольно сжатые сроки -- как вчера было объявлено, в течение полутора лет. Кроме того, острая дискуссия велась относительно судьбы г-на Гилбертсона: выходец из BHP Billiton, признанный в мире специалист по подготовке компаний к IPO, претендовал на пост главы совета директоров объединенной компании. По некоторой информации, представители РУСАЛа имели претензии к его кандидатуре. Однако в итоге г-н Гилбертсон получает этот пост.
В объединенной компании, как рассказал г-н Вексельберг, РУСАЛу будет принадлежать 66% уставного капитала (правда, сначала г-н Вексельберг оговорился, сказав, что РУСАЛу будет принадлежать 64%, но, поправив себя, признался: «По Фрейду, как говорится, оговорка -- хотелось бы меньше»), СУАЛу -- 22%, а Glencore -- 12%. Ранее источники говорили о том, что РУСАЛ будет владеть 64,5%, СУАЛ -- 21,5%, Glencore -- 14%. В совет директоров, как было объявлено, войдут 12 человек: шесть представителей со стороны РУСАЛа, два представителя СУАЛа, один -- из Glencore и трое независимых директоров, одним из которых станет нынешний президент СУАЛа Брайан Гилбертсон. Генеральным директором станет нынешний гендиректор РУСАЛа Александр Булыгин.
При этом г-н Дерипаска, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что в течение пяти лет «внесение изменений в структуру акционерного капитала объединенной компании невозможно». Впрочем, участники сделки подтвердили информацию о том, что в этот период возможно исполнение неких опционов на выкуп акций между партнерами, однако никто не согласился уточнить их суть. Как рассказали «Времени новостей» источники, знакомые со структурой сделки, выход из партнерства не исключен: предусмотрены специальные механизмы осуществления выхода из компании для СУАЛа и Glencore. Впрочем, г-н Вексельберг заявил, что слияние компаний для него -- «не выход из алюминиевой индустрии, а переход на более высокий уровень».
По оценкам г-на Булыгина, стоимость объединенной компании составит 25--30 млрд долл., сумма текущего кредитного портфеля -- 6--7 млрд долл. «Мы станем лидером отрасли!» -- единодушно восклицали участники сделки, безусловно, воодушевленные событием.
Завершить сделку по объединению компании рассчитывают до 1 апреля будущего года. Но для этого они должны провести согласования с регулирующими органами тех стран, где будет осуществляться деятельность компаний. Впрочем, по словам г-на Булыгина, уже через четыре месяца компания рассчитывает получить «все разрешительные документы» и окончательное одобрение объединения. А через шесть месяцев предполагается провести первое заседание совета директоров.
Какова будет форма собственности объединенной компании, участники пресс-конференции затруднились ответить. «Скорее всего, это будет ОАО», -- предположил г-н Булыгин. Также партнеры не назвали предполагаемого места ее регистрации, заявив, что это обсуждается. Вместе с тем, источники, близкие к процессу слияния, говорят, что до сих пор основную холдинговую компанию предполагалось зарегистрировать в офшоре на острове Джерси.
Г-н Вексельберг сообщил, что подписанный договор о слиянии касается «большей части алюминиевых и глиноземных активов» участников сделки. В объединенную компанию не войдут предприятия высокого передела. СУАЛ оставит за собой, в частности, Демидовский завод, Каменск-Уральский метзавод, РУСАЛ не включает в сделку производства алюминиевых конструкций и тары. Не войдет в объединенную компанию и принадлежащий En+ (структура «Базового элемента» Олега Дерипаски. -- Ред.) черногорский Kombinat Alumina Podgorice.
Создаваемая компания будет выпускать 4 млн тонн первичного алюминия в год и 11 млн тонн глинозема, на ее долю придется 12,5% мирового рынка первичного алюминия и 16% производства глинозема. Но она намерена развиваться. «Все те проекты, которые были заявлены компаниями в алюминиевом и энергетическом секторах, после объединения будут реализовываться», -- заявил г-н Булыгин. Впрочем, он затруднился уточнить, достигнет ли производство первичного алюминия объединенной компании к 2013 году 7 млн тонн -- именно столько должны были бы выпускать в сумме РУСАЛ и СУАЛ в случае реализации намеченных проектов, -- но обещал, что уже через 3--3,5 года она будет производить не менее 5 млн тонн металла. А инвестиции в реализацию этих планов составят 3--3,5 млрд долларов.
По словам г-н Векесельберга, в первые полтора года компания будет готовиться к IPO, «наиболее вероятно, что размещение пройдет на Лондонской бирже». Г-н Гилбертсон, который, видимо, и станет ответственным за проведение IPO, уточнил, что пока рано говорить о размере размещаемого пакета -- это будет зависеть от принятой стратегии развития компании, но предположил, что объем пакета может составить 10--25%. Г-н Вексельберг сообщил, что «пока решения нет, этот вопрос будет обсуждаться».
Впрочем, ложку дегтя в бочку меда добавил министр экономразвития Герман Греф. Он признал слияние «позитивным фактом для рынка», но все же заявил, что государство должно принять адекватные меры для обеспечения «конкуренции такому крупному холдингу на российском рынке, чтобы не получилось монопольной цены на алюминий», цитирует его РИА Новости. Г-н Греф пояснил, что меры должны в первую очередь касаться внешнеторгового регулирования и импортных пошлин: «Чтобы не пострадал потребитель, нужно убрать все барьеры и допустить (в Россию. -- Ред.) глобальных конкурентов, чтобы они (объединенная компания. -- Ред.) не задрали цены».
==========================================================
В объединенную компанию из активов РУСАЛа войдут Братский, Красноярский, Новокузнецкий, Саяногорский алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный комбинат, Николаевский и Бокситогорский глиноземные заводы, Боксито-глиноземный комплекс во Фрие (Гвинея), Компания бокситов Киндии (Гвинея), Компания бокситов Гайаны, доля в глиноземном заводе QAL (Австралия), а также "Арменал", "Саянал" и Катодный завод в Китае. СУАЛ пополнит объединенную компанию Иркутским, Уральским, Кандалакшским, Богословским, Надвоицким, Волгоградским и Волховским алюминиевыми заводами, Запорожским алюминиевым комбинатом, Пикалевским глиноземным заводом, СУБРом, "Уральской фольгой", а также ОАО «Кремний», «СУАЛ-Кремний-Урал» и СУАЛ-ПМ. Glencore International AG внесет в объединенную компанию глиноземные заводы Aughinish в Ирландии, Windalco и Alpart на Ямайке, Eurallumina в Италии и алюминиевый завод Kubikenborg в Швеции.
Анна ЛАНДЕР