|
|
N°185, 10 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Против Северной Кореи будут приняты меры»
США резко осуждают ядерные амбиции Северной Кореи и Ирана, однако с иными самопровозглашенными ядерными державами Вашингтон ведет переговоры о сотрудничестве. Летом 2005 года США достигли исторической договоренности с Индией: впервые за три десятилетия американские компании получат возможность участвовать в строительстве АЭС в Индии и поставлять для них топливо. В ответ Индия обязалась разграничить свои ядерные объекты на военные и гражданские, поставив последние под контроль МАГАТЭ. Почему испытавшей ядерную бомбу в 1998 году Индии позволено то, что не разрешено Северной Корее или Ирану? Об этом «Времени новостей» рассказал помощник государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард БАУЧЕР.
- Означает ли ядерное испытание в КНДР полный крах Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)?
- Белый дом уже обнародовал заявление на эту тему, президент Буш говорил со своими коллегами в России и других странах. Он ясно подчеркнул, что это провокационный шаг, ситуация очень опасна. Международное сообщество едино в этом вопросе, против Северной Кореи будут приняты меры. Этот шаг лишил народ Северной Кореи шанса улучшить отношения с внешним миром. Северная Корея заняла неприемлемую позицию, и миру предстоит дать ответ. Над этой проблемой работает президент в Вашингтоне, это не моя компетенция.
- Давайте поговорим о вашем регионе, прежде всего об Индии и Пакистане, которые восемь лет назад провели ядерные испытания...
- Это совершенно другая ситуация. Индия и Пакистан никогда не были участниками ДНЯО. Теперь Индия хочет поддержать международные усилия по нераспространению, дать новые гарантии, принять на себя новые обязательства, в том числе по контролю над ядерным экспортом. Это очень хорошо, особенно на фоне того, как некоторые страны - например, Северная Корея и Иран - разрывают соглашения, нарушают обещания, выдворяют инспекторов и взрывают бомбы, полностью пренебрегая мировым сообществом. Индия была ответственным игроком в международных усилиях по нераспространению, у нее прекрасная репутация в области контроля над ядерным экспортом. Поэтому она заслуживает того соглашения, которое мы с ней заключили.
- В 1998 году США попытались воздействовать на эти две страны ограниченными санкциями. Насколько эффективно было давление на Индию и Пакистан, сработают ли санкции в случае Ирана и Северной Кореи?
- Все страны сталкиваются с разными экономическими обстоятельствами и социальными проблемами, у них разные отношения с миром. Северная Корея и Иран не должны думать, что преодолеют трудный период, а потом получат разрешение на ядерную программу. Мы по-прежнему верим в ДНЯО и мечтаем о том, чтобы, за исключением пяти ядерных государств, все остальные отказались от своих программ и присоединились к Договору как неядерные государства. Но, если честно, этого не будет. Это стало ясно в ходе переговоров, которые вела не только нынешняя, но и предыдущие администрации. Можно было занять идеалистический подход и предлагать всем членство в ДНЯО. А можно было подойти к делу практически и спросить - как мы можем побудить Индию внести больший вклад в режим нераспространения. Это и сделала нынешняя администрация.
- Несмотря на усилия администрации и вашу личную работу в этом направлении, сенат США в сентябре так и не проголосовал по ядерному соглашению с Индией. А в ноябре уже выборы. Вы разочарованы, это большое препятствие?
- Несколько разочарован, но препятствие не столь велико. Сенату надо было сделать много других дел, которые отняли слишком много времени. К Индии эта задержка не относится. Мы набрали весомое большинство в конгрессе, и уверены, что при голосовании в Сенате у нас будет твердое большинство. Мы будем настаивать, чтобы сенаторы занялись этим в ноябре, когда они вновь соберутся на заседание.
- Вы довольны поведением Индии, а как быть с ядерным Пакистаном?
- Пример Индии уникален, а для помощи Пакистану в решении его энергетических проблем мы ищем иные пути. Это альтернативные источники энергии, а также чистые угольные технологии, которые не были хорошо развиты в Пакистане. Мы поддерживаем усилия по транспортировке электричества из Киргизии и Таджикистана через Афганистан в Пакистан, что может принести выгоду всем странам региона.
- А Пакистан не уникален? Многие на Западе полагают, что эта страна потакает «Аль-Каиде», укрывает Бен Ладена. Не требуется ли внешнее вмешательство для того, чтобы гарантировать безопасность пакистанских ядерных объектов от посягательств террористов?
- Я не думаю, что проблема в этом. Пакистанский истеблишмент обеспечил надежный контроль над ядерными объектами. Проблема в том, как помочь Пакистану добиться успеха на пути превращения в умеренное государство, мусульманское общество с демократией. Значительная часть американской помощи Пакистану идет на образование и здравоохранение, на реформу административной системы и экономическую реформу. Мы хотим, чтобы они стали успешным государством.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ