|
|
N°183, 06 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«У Германии дела идут хорошо, когда на ее стороне Россия»
В понедельник в Дрездене, столице Саксонии, откроется шестая встреча российско-германского общественного форума «Петербургский диалог». Он создан в 2001 году по инициативе президента Владимира Путина и тогдашнего канцлера Германии Герхарда Шредера. Сопредседатели форума -- экс-президент СССР Михаил Горбачев и адвокат Лотар Де Мезьер, которого в апреле 1990 года, через полгода после падения Берлинской стены, избрали последним премьером ГДР. При нем «республика рабочих и крестьян» и прекратила существование. Вчера Лотар ДЕ МЕЗЬЕР дал интервью "Времени новостей".
-- При каких обстоятельствах вы стали сопредседателем "Петербургского диалога"?
-- В прошлом году меня пригласили на этот общественный пост -- вместо ушедшего из жизни известного журналиста Петера Бенеша, который был пресс-спикером правительства ФРГ. Мать Бенеша была русской. Когда обсуждалось, кто его сменит, то рассматривались кандидатуры людей, в жизни которых Россия играла заметную роль. По своей первой профессии я виолончелист. Окончил в ГДР Высшую школу музыки им. Ханса Айслера. Там у меня обнаружилась привязанность к русской музыкальной культуре и, как следствие, к истории России. Мне довелось быть участником первых исполнений в Германии симфоний Дмитрия Шостаковича. Убежден, что нашим народам будет хорошо тогда, когда будут сохраняться добрые отношения. Еще «железный канцлер» Бисмарк в конце XIX века говорил, что у Германии только тогда хорошо идут дела, когда на ее стороне Россия.
-- Так ведь и было в ГДР, когда "республика рабочих и крестьян" была на стороне СССР...
-- То было в годы "холодной войны", и дружба с СССР была нам попросту предписана. Но, помимо официально «спущенной сверху» дружбы, существовали личные привязанности, и это составляет хорошую эмоциональную основу для встреч в рамках «Петербургского диалога». Поверьте, это не пустой звук, когда говорят, что восточная часть Германии должна играть роль перевалочного пункта в отношениях Востока и Запада. Встреча в Дрездене будет тому подтверждением.
-- Еще год назад эксперты предсказывали похолодание между Россией и Германией. Насколько они оказались правы?
-- Такое мнение я уже тогда не разделял. Ведь речь идет об отношениях между государствами, а не людьми. Даже «мужская дружба» между Шредером и Путиным тоже строилась на основе государственных интересов. У федерального канцлера Ангелы Меркель иные подходы, но прежняя прагматика сохранилась в полной мере. Да и в человеческом плане оба политика испытывают друг к другу симпатии. Меркель -- первый немецкий канцлер, который может говорить с русским руководителем на его родном языке.
-- Центральная тема встречи в Дрездене -- «Россия и Германия -- их роль в европейской ответственности". В чем ее суть?
-- В будущем году ФРГ будет председательствовать в Евросоюзе и «большой восьмерке». Оживленные контакты между двумя странами позволят ей еще теснее вовлечь Россию в процесс сотрудничества с ЕС. Ведь в будущем году истекает договор между Россией и ЕС, и уже идет речь о том, каким содержанием будет наполнен новый документ. Россия должна быть тесно интегрирована в европейский процесс. Одновременно мы наблюдаем, какими трудностями оборачивается произошедшее два года назад расширение ЕС на восток. Не думаю, что может зайти речь о членстве России в ЕС, но в смысле совместной ответственности в Европе наши страны призваны играть важную роль. Исключительно важна для нас и тема сотрудничества в области энергетики.
-- Будут ли в Дрездене затронуты «неудобные темы»?
-- Дружеские отношения предполагают возможность откровенной критики друг друга. В отличие от прежних встреч на этот раз из России приедет много представителей общественных, неофициальных организаций, таких, как «Мемориал». Среди критически заостренных тем будут политика России в Чечне, свобода прессы и отдельные положения российского закона о неправительственных организациях. Но и с российской стороны мы не всегда имеем дело лишь с благодушными запросами.
-- В 1989--1990 годах вы в качестве премьера ГДР были шефом некоей Ангелы Меркель, которая в те годы была заместителем пресс-секретаря последнего восточногерманского правительства. Что вы скажете о своей бывшей подчиненной?
-- Главная черта фрау Меркель -- по-научному точный образ мышления, ведь она доктор физических наук. Она может работать очень рационально, обладает высоким уровнем интеллигентности и организованности. Уже тогда я отмечал в Ангеле Меркель ее целеустремленность.
-- Тема, которая в эти дни будоражит бульварные издания: «экс-шпион» Путин возвращается в Дрезден, где проходила его «секретная миссия». Что думают об этом в Германии?
-- Тема «шпиона из Дрездена» давным-давно отыграна. За эти годы все изменилось. Дрезден стал процветающей саксонской метрополией. Другими стали и люди. Да и сам Путин стал иным. Он олицетворяет образ новой, динамично развивающейся России.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин