Время новостей
     N°181, 04 октября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2006
Пассажиры и не заметят
"Росаэронавигация" осовременится путем небольшого повышения тарифов
Правительство России сегодня рассмотрит концепцию развития аэронавигационной системы страны. Накануне заседания кабинета министров глава «Росаэронавигации» Александр Нерадько сказал, что документ рекомендует "агрессивное внедрение нововведений как организационного, так и, прежде всего, технологического характера". Распространение в России спутниковой навигации, автоматического контроля местоположения воздушного судна и других передовых технических решений, по словам г-на Нерадько, позволит не только повысить уровень безопасности полетов, но и сэкономить средства авиаперевозчиков. После случившихся этим летом двух тяжелых катастроф с российскими авиалайнерами безопасность полетов -- исключительно актуальная тема на высших этажах отечественного госаппарата, а борьба за нее политически беспроигрышна. В понедельник эта проблема обсуждалась на совместной коллегии Генпрокуратуры и Министерства транспорта, а также на межведомственном координационном совете под председательством вице-премьера Сергея Иванова, а через несколько недель она должна стать пунктом повестки дня одного из заседаний правительства.

В качестве примера экономического эффекта от представленной концепции глава «Росаэронавигации» указал, что посадка в аэропорту, оборудованном по последнему слову навигационной техники, будет занимать на 15 минут меньше, чем сейчас, и даст соответствующую экономию топлива. Правда, за внедрение сберегающих технологий надо будет сначала заплатить. Сделать это предстоит именно авиакомпаниям. Ориентировочно стоимость модернизации наземной части аэронавигационной системы г-н Нерадько оценил в 156 млрд руб., а бортового сегмента -- в 126 млрд руб. Эти деньги «Росаэронавигация» намерена не получить из бюджета, а заработать обслуживанием летающих над Россией воздушных судов. "Хотя от государственной поддержки мы бы не отказались", -- отметил г-н Нерадько, но основной финансовый вес долгосрочной программы предстоит вынести перевозчикам. Концепция предусматривает три этапа реализации -- до 2008, до 2015 и до 2025 года. Только тогда «российская система полностью интегрируется с мировой».

Г-н Нерадько напомнил об уже приятом решении повысить с 1 ноября аэронавигационные тарифы для российских перевозчиков и сообщил, что 1 января 2007 года подобная мера будет применена в отношении иностранных компаний, использующих российское воздушное пространство.

Для отечественных авиаторов тарифы увеличатся в 1,9 раза. Г-н Нерадько отмел протесты российских компаний, объединенных в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта. С конца 2005 года эта организация призывает к мораторию на рост сборов за наземное, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание (а также стоимости авиационного керосина). По мнению главы «Росаэронавигации», изменение ставок «не приведет к существенному удорожанию стоимости билетов, поскольку если в настоящее время в цене на билет стоимость тарифа на аэронавигационное обслуживание составляет около 15 руб., то после повышения она окажется не более 60--70 рублей».

Что касается обслуживания зарубежных клиентов, то здесь российские авиадиспетчеры видят для себя большие резервы, поскольку тарифы, действующие в нашей стране, сильно отстают от ставок, принятых в других странах. Сейчас в России, по словам Нерадько, "базовая ставка тарифа на аэронавигационное обслуживание для самолета класса Boeing-747 составляет в среднем 87 долл. за 100 км, тогда как на Украине и в Белоруссии средний тариф превышает 140 долл., а в Великобритании составляет 229 долл.". Небольшая проблема заключается в том, что хотя национальные аэронавигационные тарифы -- внутреннее дело соответствующей страны, но менять их не принято без одобрения Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), базирующейся в Монреале. В ближайшее время «Роаэронавигация» начнет консультации с IATA на эту тему, пообещал г-н Нерадько.

Михаил КУКУШКИН