|
|
N°182, 05 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под грифом безопасности
Правительство обсудило расходы на аэронавигацию и атомную энергетику
Аэронавигационная система России требует немедленной модернизации. По словам главы профильной федеральной службы Александра Нерадько, это не требует каких-то сверхзатрат: концепция развития аэронавигации до 2025 года, которую вчера обсуждало правительство России, предусматривает общие расходы в размере 156 млрд руб. Что на 20 лет не так много, особенно если сравнивать с ценой жизни авиапассажира. Более того, «Росаэронавигация» собирается искать эти деньги не в бюджете, а в тарифе (то есть, как обычно, граждане помимо налогов заплатят еще и за повышение спецсборов). С 1 ноября текущего года (это решение уже принято) будет в 1,9 раза поднят аэронавигационный сбор в цене билета на внутренних перевозках. Как утверждает г-н Нерадько, на стоимости билета это скажется минимальным образом -- повышение составит максимально 60--70 руб. (глава службы не стал уточнять -- за сто километров или вообще). Для иностранных перевозчиков тарифы планируется повысить с 1 января 2007 года. Насколько, пока неизвестно, так как идут переговоры. Г-н Нерадько только заметил, что в РФ тарифы самые дешевые. Для «Боинга-757» они составляют 87 долл. на 100 километров. В то время как на Украине и в Белоруссии -- 143 доллара.
Члены кабинета в аэронавигационную тему вникать особенно не старались. Лишь глава МЭРТ Герман Греф предложил отдельно рассмотреть на правительстве и зафиксировать «великолепный источник получения средств» -- это платежи иностранных компаний за использование транссибирских маршрутов. По данным министра, ежегодный объем этих платежей достигает 300 млн евро. Однако г-н Нерадько смог «отчитаться» только за 45 млн, да и то в неизвестной валюте.
Глава «Росаэронавигации» сказал, что в нынешнем году его ведомство «получит 45 млн условных единиц, 25 млн из них будет направлено на модернизацию командно-диспетчерского пункта в аэропорту Внуково, 19 млн -- на модернизацию московского автоматизированного центра управления воздушным движением и 27 млн руб. в Московский государственный технический университет на подготовку специалистов-диспетчеров».
Премьер Фрадков, прерывая дискуссию на этот счет, дал поручение заинтересованным министерствам и ведомствам разобраться в ситуации. Между тем по действующему сейчас порядку все «пролетные платежи» поступают на счета «Аэрофлота», который затем перечисляет большую их часть в федеральный бюджет. Сами же компенсации за беспосадочный пролет по самому короткому маршруту из Европы в Азию над Сибирью, которые выплачивают западные авиакомпании, -- это уникальный в мировой гражданской авиации финансовый механизм, доставшийся России в наследство от Советского Союза. «Пролетные деньги» платятся помимо общепринятых в авиационной практике тарифов за аэронавигационное сопровождение воздушных судов. Иностранные авиаперевозчики уже который год безуспешно добиваются отмены этого порядка.
За ускорение либерализации полетов над Россией бился и министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Он упрекнул г-на Нерадько в том, что концепция предусматривает уведомительный (сегодня действует разрешительный) порядок использования воздушного пространства лишь с 2008 года, а должна с 2007-го. И потребовал ускорить процесс. Премьер поддержал «ускорение»: «Сроки переосмыслим». Но предостерег: «Следует соблюсти оптимальный баланс между коммерциализацией и задачами безопасности».
Тема безопасности стала главной и при обсуждении программы развития атомной энергетики, которую представлял глава «Росатома» Сергей Кириенко. Хотя последний с доказательством необходимости увеличения мощности атомной энергетики справился на пять. Только один приведенный им пример поверг министров в глубокое раздумье. Г-н Кириенко сказал, что есть два пути: развивать и закрывать. И вот, мол, Германия размышляет над свертыванием атомных программ. Но доля атомной энергетики при этом в энергетическом балансе ФРГ составляет 32%. В России -- 16%.
Г-н Кириенко даже сумел убедить всех, что расходы на утилизацию ядерных отходов учтены его ведомством и не приведут к удорожанию электричества, вырабатываемого АЭС. В общем, если не полная конкурентоспособность с газом, то во всяком случае достаточная. За 650 млрд бюджетных рублей до 2015 года г-н Кириенко обещает ввести в строй десять атомных блоков, сократить себестоимость в 0,5 раза. И даже снизить тариф на 10%.
Премьер оценил амбиции главы «Росатома», но заметил, что помимо энтузиазма нужны организационные и машиностроительные мощности. «Вот директора заводов сидят, и у них коленки должны начать дрожать, как вы это все осилите?!» -- г-н Фрадков кивнул на зал. «Вы предлагаете единую компанию по управлению. Это хорошо, конечно. Но чтобы не получилось из монополий еще одна монополия», -- подчеркнул он. Желание главы «Росатома» удвоить ВВП в отдельно взятой отрасли (вместо строительства трех блоков в 15 лет -- выйти на два блока в год) все поддержали. Министр финансов тоже. Но и здесь оговорился: «У нас все-таки остается беспокойство из-за жестких сроков».
Вера КУЗНЕЦОВА