|
|
N°180, 03 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сорокину и Венедиктова не удалось одомашнить
Наступивший сезон пока крайне скуден на события. Но уже понятно, что нас и дальше с возрастающим усердием будут развлекать и отвлекать: танцами и песнями со звездами, стряпней, ремонтами и путешествиями с ними же. Набирает обороты псевдодокументальный сериал «Смерть замечательных людей» (почти на всех каналах, но в лидерах пока «Первый»). Только в сентябре -- «Последние 24 часа Виталия Соломина», «Виторган и Балтер»», «Леонид Филатов. Я не хочу больше жить» и пр. На этом фоне выделились лишь «Страсти по Солоницыну» («Россия»), позволившие узнать и понять, как и жил и творил замечательный актер, а не как умирал. Крепчает криминально-тюремная составляющая на канале НТВ. К традиционным рассказам о душегубах в программах «Чистосердечное признание», «Профессия -- репортер», «Программа максимум» добавился познавательный исторический сериал «Наказание: русская тюрьма вчера и сегодня». Поскольку согласно русской традиции от сумы и тюрьмы не зарекаются, это безусловно должен знать каждый.
Ребрендинг каналов «ТВ-Центр» и РЕН ТВ, видимо, отнял у затеявших его менеджеров всех творческие силы. «ТВ-Центр» хоть и окрасился в модный красный цвет, но по-прежнему сер и удручающе провинциален. РЕН ТВ хоть и оделся в революционный оранжевый колер, но продолжает огорчать отсутствием собственного лица. Единственное событие на нем -- «Неделя» с Марианной Максимовской, но она в нынешней ситуации сама по себе событие, чудом сохранившееся со времен старого REN TV.
«Танцы на льду» и «Звезды на льду», идущие параллельно на двух главных каналах, весьма неплохи -- вот только никак не удается запомнить, кто и с кем в каком из двух проектов катается. Апофеоз контрпрограммирования приводит к путанице в зрительских мозгах.
Обещала стать событием не только сентября, но и всего сезона программа «В круге света». Увы, свет потушили. Теперь она войдет в историю как самый быстротечный проект отечественного ТВ. Программу закрыли за «несоответствие уровню и ценностям канала «Домашний». Сорокину и Венедиктова не удалось приручить и одомашнить. И слава богу, одним разочарованием меньше. Впрочем, и одним разочарованием больше. Глава «СТС-медиа» Александр Роднянский, решившийся на сей эксперимент, сначала проявил отчаянную смелость (прямой эфир, лучшие политические журналисты страны и именитые гости, звонки и голосование зрителей), а потом и необъяснимую, но, видимо, тоже отчаянную трусость. И не в том дело, что не стал отстаивать проект, на участие в котором долго уговаривал Сорокину с Венедиктовым, а в том, что спрятался за казенной и оскорбительной официальной формулировкой в Интерфаксе вместо того, чтобы по-человечески объясниться с коллегами.
Персона. Светлана Сорокина, Алексей Венедиктов и участники их последней программы Мариэтта Чудакова и Генрих Падва. Они не только осмелились говорить то, что думают, но и наглядно продемонстрировали: свобода слова и ТВ сегодня практически несовместны. Что бы по этому поводу ни говорили кремлевские вожди и руководители «больших» и «малых» телеканалов, упорно утверждающие, что никаких особенных запретов на ТВ нет. Роднянский тоже, кстати, персона. Как и те, по чьему приказу он закрыл «В круге света». Они дали понять обществу, что свобода слова -- блеф. Общество и без их самоубийственного акта об этом догадывалось, но теперь и вовсе вопросов нет. Редчайшие исключения из общего правила вроде отдельных выпусков «Школы злословия», к сожалению, погоды не делают. Откровенные разговоры в глубокой ночи слушают те зрители, которые и так все понимают и думают так же, как ведущие и некоторые их гости. Основной электоральный ресурс ночью отдыхает.
Ирина Петровская, «Известия»