|
|
N°177, 28 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Модель империи в стиле ампир
Выставка в честь Александринского театра открыта в Мраморном дворце ГРМ
Мраморной дворец вновь исполнил свою функцию «дома благодарности». Некогда здание было подарено императрицей Екатериной Великой братьям Орловым в благодарность за помощь в возведении на престол. После изгнания в период перестройки захватившего Мраморный дворец Музея Ленина, место броневика которого занял Александр III работы Паоло Трубецкого, залы чаще всего занимают актуальные выставки, подготовленные отделом новейших течений Русского музея. Благодаря имперскому пафосу театральная экспозиция, посвященная 250-летию со дня основания Александринского театра, также уместна за спиной бронзового всадника. Выставка имеет название «Театр прославленных мастеров», и действительно, в первом зале представлено множество замечательных портретов. На них изображены те актеры, кто играл во вновь построенной по проекту зодчего Карла Росси Александринке, названной так в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. Александринка была открыта грандиозным патриотическим спектаклем в 1832 году, к 20-летию войны 1812 года.
При императрице Елизавете, 250-летняя годовщина указа которой теперь отмечается, был учрежден русский профессиональный театр. Четверть века спустя были построены демократический Большой театр в петербургской Коломне и элитарный придворный Эрмитажный театр при Зимнем дворце. Обо всем этом можно узнать из выставочного раздела «Пространство театра», где представлены проекты, эскизы отделки и картины с видами упомянутых строений. Московские театры не представлены, хотя и их история ведет отсчет с 1756 года.
Александринка в известной степени стала главным театром империи и ее уменьшенной моделью. Даже архитектурно Александринка -- монумент «русского ампира», и, вероятно, на ее фасаде уже давно следовало поместить надпись «Музей [императорского] театра». Собственно, такой музей в Петербурге существует и ныне помещается непосредственно за театром. Он был создан в 1918 году на основе предметов, выставленных в фойе той самой Александринки после клинической смерти великого театра. Теперь это фойе частично воссоздано в третьем зале выставки, где на отдельных стендах можно видеть мемориальные вещи, адреса и афиши К.А. Варламова, М.Г. Савиной, В.В. Самойлова и других.
Обстоятельствам завершения имперской театральной биографии посвящен Мраморный зал -- главное музейное пространство дворца. Здесь множество нежно-пастельных костюмов Серебряного века, исполненных главным образом по эскизам Александра Головина. Они отлично сочетаются с разноцветными мраморами раннеклассицистического убранства Антонио Ринальди. В центре единственное темное пятно -- черный костюм Неизвестного для «Маскарада», премьера которого состоялась 25 февраля 1917 года. Как известно, именно этот спектакль Мейерхольда с костюмами по эскизам Головина закрыл историю великой империи.
Наш театр, прервав лишь на некоторое время постановки и получив в 1920 году имя Александра Пушкина, продолжал жить под руководством Юрия Юрьева, который поставил задачу сохранить доброе имя. В театре работали художники Н.П. Акимов, В.М. Ходасевич, В.А. Щуко. Их эскизы к спектаклям -- внушительный раздел выставки. После войны авторитет театра все еще был высок. Достаточно вспомнить имена Василия Меркурьева, Николая Черкасова и Юрия Толубеева (концу 40-х -- 50-м посвящен отдельный зал, где забавен портрет Георгия Товстоногова работы раннего И. Глазунова).
Постепенно интерес к зданию стал доминировать над интересом к спектаклям. Отлично было бы, если бы в юбилейный год Александринка все же перестала восприниматься только лишь как музей самой себе.
Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург