|
|
N°177, 28 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Адамов против США»
Бывший глава Минатома хочет, но не может защитить свою честь в американском суде
«Считаю необходимым предстать перед американским судом», -- с таким решительным заявлением выступил вчера перед журналистами бывший глава Минатома Евгений Адамов. Однако тут же выяснилось, что его готовность ответить за предполагаемое хищение 9 млн долл., в чем его обвиняет прокуратура Питсбурга, не совсем «настоящая». Заявив о намерении закрыть дело «США против Адамова» и открыть новое -- «Адамов против США», экс-министр тут же потребовал от американских властей гарантий его неприкосновенности как носителя «чувствительной для России информации», которых, понятно, ему никто не даст. Вчера же г-н Адамов предпринял новую попытку прекратить и уголовное дело «Россия против Адамова» и намекнул генпрокурору Юрию Чайке, что его не мешало бы пересмотреть и вовсе закрыть.
Поводом для встречи г-на Адамова со СМИ стало поступившее накануне известие о состоявшейся в США сделке между предполагаемым сообщником г-на Адамова по хищению и отмыванию 9 млн долл., выделенных в начале 90-х годов на модернизацию атомных реакторов, -- инженером-ядерщиком Марком Каушанским и прокуратурой Питсбурга, где ведется следствие. По условиям соглашения прокуратура отказалась от обвинения в части хищения и легализации денежных средств, а г-н Каушанский признал вину в уклонении от уплаты налогов. «Я решил признать, что некоторые нарушения, связанные с налогами, имели место», -- сказал бывший инженер корпорации «Вестингхаус электрик». Эти «некоторые нарушения» прокуратура Питсбурга оценивает в 5 млн долл., которые могут стоить г-ну Каушанскому нескольких лет тюрьмы. Его теперь уже бывший деловой партнер г-н Адамов вчера сокрушался по данному поводу: «К сожалению, у Марка есть грех -- он не все личные налоги, оказывается, заплатил». При этом экс-министр заявил, что во времена сотрудничества с Каушанским в его компетенцию налоговые вопросы не входили. «Все, что касается налогов фирм, с которыми я был связан, не думаю, что там есть нарушения, но не берусь это утверждать», -- уклончиво сказал он.
Впрочем, снятие обвинений с Каушанского не означает автоматической амнистии по ним и г-на Адамова. Этого не отрицал вчера и сам экс-министр. Формально для США он по-прежнему остается предполагаемым виновником хищения миллионов долларов, хотя увидеть его у себя американцы уже не чают.
Но г-н Адамов вчера пытался всех убедить в обратном. «Я найду способ появиться в суде США, чтобы закончить дело «США против Адамова» и начать другое дело -- «Адамов против США». Затронуто мое имя, моя честь, и я не остановлюсь, пока справедливость не будет восстановлена», -- смело заявил он. Правда, тут же оговорился: «Я и сейчас считаю необходимым предстать перед американским судом, но при условии гарантий американского государства перед российским государством, что мое участие в этом суде не явится каналом утечки чувствительной для России информации». Кроме того, обнаружилось еще одно препятствие для поездки в Питсбург. Г-н Адамов признался, что еще в 2002 году американские власти отказали ему в выдачи визы «из соображений, связанных с законом о шпионаже».
Не обошел вниманием г-н Адамов вчера и другое свое уголовное дело, заведенное на него на родине, -- о мошенничестве и причинении государству ущерба на 31 млн долл. Он сообщил, что даже написал письмо генпрокурору Юрию Чайке, предложив тому воспользоваться недавним «неожиданным» решением Замоскворецкого суда о возвращении этого дела в прокуратуру для исправления недостатков. Экс-министр не скупился на комплименты генпрокурору: «Я знаю Юрия Чайку по его работе в правительстве, отношусь к нему с уважением. Он человек интеллигентный. Хотя он тоже чиновник и «око государево», но производит впечатление человека, который способен сделать следующий шаг к цивилизации нашей правоохранительной системы».
При этом подход к главе Генпрокуратуры он нашел весьма дипломатичный. С одной стороны, г-н Адамов выразил свое удивление решением Замоскворецкого суда, который якобы таким образом затягивает процесс, а он всеми силами стремится к его скорейшему завершению и в оправдании своем уверен. С другой стороны, по словам экс-главы Минатома, грех не воспользоваться такой возможностью, как возвращение дела в прокуратуру, потому что это дает «хорошую возможность последовательно его проанализировать». Здесь г-н Адамов сделал особый упор на недавнее заявление г-на Чайки о намерении разобраться на предмет законности со всеми уголовными делами, доставшимися ему по наследству от прежнего генпрокурора Устинова.
«Если с такого рода делами в порядке расследования разберутся и их отложат в сторону, это будет правильно, -- рассуждал г-н Адамов. -- Я Юрию Чайке предложил воспользоваться такой возможностью, которую дала судья Замоскворецкого суда для того, чтобы пройти этот путь».
Екатерина БУТОРИНА