|
|
N°177, 28 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Загадки современных времен
Enigma. A posteriori (EMI)
В начале 90-х композитор и продюсер Майкл Крету нашел свою тему, которая оказалась золотой нишей. Как бы ни менялась музыка проекта Enigma, в ней всегда остается главное: вялый бит, поверх которого плывет благозвучная неспешная мелодия. В новом творении Майкла Крету, альбоме с латинским названием A posteriori (рассказывающем историю некого алхимика), сия главная «энигматическая» фишка сохранена. Слушатель, как и в случае с предыдущими альбомами Крету, проваливается в настроение расслабленной задумчивости. При этом собственно звучание и аранжировки изменились. «На этом альбоме нет ни одного живого звука, ни одного музыкального инструмента и ни одного семпла -- весь альбом я сыграл исключительно на клавишах своего компьютера», -- утверждает сам Майкл. Даже небесные женские голоса -- это компьютер; и, кстати сказать, в данном случае эти фокусы студийного кудесника более чем оправданны эстетически -- получились не просто необычные голоса, а настоящая параллельная реальность. На самом деле несколько тактов живого голоса есть -- вокал самого Крету... Но немного.
Что тут говорить, чудесный альбом для регулировки настроения. Чьи мелодии с удовольствием забываешь сразу после прослушивания. А что, музыка без послевкусия тоже нужна. И приходит к нам из параллельной реальности.
Bob Dylan. Modern Times (Sony/BMG)
Первый за бог знает сколько лет сольный альбом Боба Дилана моментально взлетел на вершину американских чартов. Почему-то. Дилан, конечно, классик (сравнимый с поэтом Диланом Томасом, чье имя Боб Циммерман полвека назад позаимствовал для своего псевдонима), но «классики» и высокие продажи -- это вещи все-таки разные. Тем не менее американцы Боба Дилана любят по-настоящему -- не за прошлые заслуги и полсотни классических хитов, не за бестолковые фильмы, а вообще, за то, что он -- это он. Это он -- человек, напевающий хрипловато-гнусавым голосом под гитарные аккорды и синкопированный перестук ритм-секции и все это дело заставляющий звучать свежо. Пластинка с протокольным названием Modern Times не содержит в общем ничего современного. Это совершенно понятная, простая, как семь копеек (и, как те же семь копеек, неповторимая), музыка. Классические американские жанры: от ярмарочного кантри Thunder on the Mountain до бормочущей баллады Spirit on the Water до ритм-энд-блюза Someday Baby.
Ignacio Berroa. Codes (Blue Note)
Если барабанщик успешно играет десятки лет, не выпуская никаких сольных работ, а потом вдруг разражается замечательной пластинкой -- это поразительно. Значит, были у него на то веские причины. Маститый кубинец Игнасио Берроа известен по работе с пианистом Гонсало Рубалькабой (они вместе выступали в Москве пару лет назад), его первый сольный альбом -- своеобразный взгляд на латиноамериканский «вайб», на произведения как латиноамериканских авторов, так и американских джазовых классиков. От Жобима (Inutil Paissagem) и Диззи Гиллеспи (Woody'n'You) до Чика Кориа (Matrix), и единственный оригинальный номер -- Joao su merced самого Берроа. Только не подумайте, что Codes -- попсово-салонное собрание латино-мелодий. На самом деле это совершенно бескомпромиссный джаз с сердцевиной, полностью акустический с заимпровизированными до неузнаваемости темами. Плотный звук, упругие ритмы, никакой сентиментальности, и все это искрится радостью отрывного джазового «джема». Записано звездным составом: Рубалькаба, саксофонист Девид Санчес, басист-виртуоз Джон Патитучи.
Pink Floyd. Pulse (EMI)
Единственный DVD-релиз в нашем обзоре. Зато какой! Сейчас на DVD переиздаются интереснейшие концерты (а еще более интересные концерты воруются пиратами с телестудий), сборники клипов и прочая меломанская радость, под завязку набитая эксклюзивами. Но флойдовский дивидюк -- король даже на этом небедном рынке. Pulse -- знаменитый концертник, один из самых раскрученных «живых» альбомов позднего Floyd -- вышел в 1995 году, тогда же появилась видеокассета с «картинкой» концерта. Кассета стала бестселлером, и с наступлением эры DVD никто не сомневался, что одним из первых переизданий на замечательном новом формате станет «Пульс». Но по техническим причинам ожидание затянулось на годы.
Новый Pulse -- это два диска с длительной концертной программой greatest hits, полное (!) исполнение альбома всех времен и народов Dark Side of the Moon -- понятно, что без Роджера Уотерса, но зато с Сэм Брайн на бэк-вокале.
А также бонусы. Например, дуэт с вокалистом Smashing Pumpkins Билли Корганом. Или -- о зале славы рок-н-ролла (только не спрашивайте, что сие мероприятие значит: смысл превращения вольных и влиятельных рок-музыкантов в жалкую номенклатуру не понятен не только нам, но и американцам).
Александр БЕЛЯЕВ