|
|
N°175, 26 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Калашников" под копирку
Российские военные разработки воруют все кому не лень
Ни одна международная выставка вооружения и военной техники не обходится без того, чтобы россияне не увидели на стендах некоторых стран свои разработки, скопированные не лучшим образом. Не стала исключением и AAD -- Africa Aerospace and Defense-2006. Ряд фирм здесь представляют российские разработки под своими торговыми марками и без каких бы то ни было ссылок на Россию.
В частности, так поступила польская группа компаний «Бумар». Достаточно сравнить два проспекта -- их и наш, и станет ясно, что зенитный ракетный комплекс ЗУ-23 один к одному совпадает с российским. Даже последняя российская доработка (добавлены две ракеты типа «Игла») у поляков тоже есть. Единственное, чем польское изделие отличается от нашего, так это вариацией названия: вместо нашего ЗУ-23 у них ЗУ-23-2КG.
Модернизируют поляки и нашу боевую машину пехоты БМП-1 под другой боевой модуль. Модуль, то есть верхняя часть машины, где расположено оружие и система управления огнем, -- разработка польская, но ходовая часть российская. Ссылок опять нет. Когда-то Советский Союз действительно выдавал Польше лицензию на производство БМП-1, но сроки действия документа давно прошли. «Сроки всех лицензий, выданных Советским Союзом странам Варшавского договора, закончились», -- пояснил «Времени новостей» глава делегации Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» на выставке, директор по особым поручениям компании Николай Димидюк.
Но российская интеллектуальная собственность продолжает уплывать в чужие руки. Китайцы изготавливают наш переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Игла» и продают его на внешнем рынке. Они же копируют нашу реактивную систему залпового огня «Смерч». Причем характеристики указаны выше, чем у российской разработки, хотя на деле это далеко не так. Это подрывает авторитет российского оружия. К тому же не исключено, что любители копировать наше оружие могут выпустить ту же «Иглу» без клеймения. Если такой ПЗРК попадет к террористам, обвинять станут, конечно, Россию. Китайцы не очень смущаются, будучи уличенными в заимствовании. При этом некоторые из них намекают: Китай покупает российского оружия на миллиард долларов в год, так что ничего страшного, если кое-что возьмем у вас нелегально.
Крадут российскую интеллектуальную собственность не только бывшие братья по бывшему же соцлагерю. Например, канадская фирма «Ньюкон», имеющая филиал в Южно-Африканской Республике, демонстрирует оружейный прицел с прибором ночного видения, как объявлено, третьего поколения. У канадцев даже снимок прицела скопирован с российского проспекта -- угол шлицев на всех восьми винтах совпадает. Вписали канадцы лишь свою маркировку. И тем самым "примазались" к ведущей тройке стран, задающих уровень приборов ночного видения, -- России, Нидерландам и США.
Грешат наши конкуренты и выпуском комплектующих к российскому оружию -- к ручному противотанковому гранатомету, пулемету, автомату Калашникова. Всплывают российские разработки на чужих стендах и на других выставках вооружения. Польша демонстрирует нашу радиолокационную станцию, болгарская фирма «Арсенал» -- выстрел к ручному противотанковому гранатомету РПГ-7, артиллерийские боеприпасы. В Париже россияне посетили стенд «Арсенала». Завидев их, хозяева просто сбежали, не желая объясняться.
Недобросовестная конкуренция проявляется в самых разных формах. Фирма «Рейтеон» из США рекламировала свои возможности в борьбе с российской ракетой «Яхонт». В проспекте российская ракета была изображена с логотипом изготовителя -- НПО «Машиностроение». Когда россияне доказали, что поразить «Яхонт» так легко, как это показывают американцы, нельзя, те в ответ пробормотали что-то невнятное о борьбе с террористами. «Яхонт» -- ракета сверхзвуковая, ни одна система ПВО не работает по ней гарантированно. Правда, рекламные проспекты на английском американцы убрали, но на других выставках все-таки вернулись к ним вновь -- на испанском языке. Кстати, в США в штате Невада действует завод болгарской фирмы по выпуску автоматов Калашникова.
Ни одна из копий недотягивает до оригинала. Известен случай, когда нелегально модернизированная одной из европейских фирм БПМ разучилась плавать и стала тонуть. В скопированном танке разорвался снаряд, экипаж погиб. Как рассказали «Времени новостей» специалисты из «Рособоронэкспорта», «в одной высокотехнологичной стране попытались подделать самолет МиГ-25». Внешне машина походила на российскую, но летала не совсем так. И поддельщики вынуждены были обратиться за помощью к российским разработчикам.
Из-за воровства интеллектуальной собственности только по оружию системы Калашникова Россия теряет ежегодно до 2 млрд долл. Судиться с воришками сложно, поскольку нет четких международных правовых актов, да и процедура весьма дорогая -- порой больше, чем упущенная выгода. Тем не менее сдвиги есть. Еще недавно чешская фирма рекламировала свои возможности по модернизации российского танка Т-72, а на выставке в Кейптауне их нет. Нет и израильтян, баловавшихся копированием российского оружия. Так что дипломатические усилия России постепенно дают результаты, торговля оружием входит в цивилизованное русло.
Россияне пока ведут себя по отношению к копировщикам весьма корректно. Даже предлагают сотрудничать на законных основаниях, чтобы получать обоюдную выгоду -- копии идут по демпинговым ценам. Обнадеживает, что в ООН идет проработка программы борьбы с фальсификатом стрелкового оружия и соответствующих международных юридических актов.
Николай ПОРОСКОВ, Кейптаун