|
|
N°174, 25 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Электричество на выход
Правительство одобрило выделение из состава РАО «ЕЭС» двух генерирующих компаний
Совет директоров РАО «ЕЭС России» в минувшую пятницу заочно проголосовал за созыв 6 декабря внеочередного, также заочного собрания акционеров, на котором планируется принять решение о выделении из состава энергохолдинга Оптовой генерирующей компании №5 (ОГК-5) и Территориальной генерирующей компании №5 (ТГК-5).
Таким образом, именно 6 декабря, судя по всему, начнется реорганизация РАО -- по выражению Анатолия Чубайса, один из последних шагов реформирования: «Акционеры должны получить прямой доступ к активам компании. Как было сказано, РАО "ЕЭС России" должно исчезнуть, и его акционеры должны стать акционерами вновь созданных компаний». Впрочем, выделение ОГК-5 и ТГК-5 еще не означает автоматической их продажи. Правительство по-прежнему ведет себя осторожно, и сейчас до конца неясно, готово ли оно в принципе отдать энергетику в частные руки. Похоже, пока оно согласно лишь отдать генерирующие активы «Газпрому» -- вопрос о допэмиссии акций «Мосэнерго» в пользу газового монополиста, по информации "Времени новостей", внесен в повестку дня заседания совета директоров РАО 29 сентября.
ОГК-5 и ТГК-5 было решено выделить из состава РАО, поскольку они, как считается, лучше других генерирующих компаний подготовлены к этому процессу. Именно поэтому 30 августа на заседании совета директоров РАО и был рассмотрен вопрос о созыве 30 ноября внеочередного собрания акционеров энергохолдинга. Однако у представителей государства не оказалось соответствующей директивы правительства для голосования. Анатолий Чубайс тогда объяснил это так: «Мы надеемся на то, что речь идет о технической задержке, в соответствии с распределением полномочий правительственные директивы по нашей компании должен подписывать первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который в настоящее время находится за границей. Мы надеемся на то, что директива на следующей неделе будет подписана, и мы завершим техническую процедуру голосования». Однако ни на следующей неделе, ни через неделю, ни 21 сентября, когда истек срок для назначения собрания на 30 ноября, директива не появилась. Это позволило экспертам предположить, что государство не желает реформировать электроэнергетику. Информация о том, что готовится решение о размещении дополнительных акций «Мосэнерго» в пользу подконтрольного государству «Газпрома» на 2,1 млрд долл. (см. «Время новостей» от 21 сентября), только подтверждала эту версию. Тем не менее директива правительства все же была подписана, но дату проведения внеочередного собрания акционеров РАО пришлось сместить на неделю.
В состав ОГК-5 входят Конаковская, Невинномысская, Рефтинская и Среднеуральская ГРЭС суммарной установленной мощностью 8,67 тыс. МВт. ТГК-5 объединяет крупные электростанции Кировской области, а также Марийской, Удмуртской и Чувашской республик суммарной установленной мощностью 2,47 тыс. МВт. Исходя из цены последних сделок с акциями этих компаний в РТС, можно посчитать, что ОГК-5 стоит 2,54 млрд долл., а ТГК-5 -- 740 млн долл. РАО «ЕЭС России» принадлежит 87,7% акций ОГК-5 и около 63% акций ТГК-5. В ОГК-5 относительно крупными пакетами владеют структуры известного гринмэйлера Кеннета Дарта и бывшего члена совета директоров, главы Halcyon Advisors Дэвида Херна. В ТГК-5 стратегическим акционером, которому подконтрольны 19% акций компании, являются "Комплексные энергосистемы" Виктора Вексельберга.
РАО «ЕЭС России» уже провело переговоры о выпуске допэмиссий акций обеих компаний до их выделения. Совет директоров энергохолдинга одобрил снижение доли в ОГК-5 до 75,03% акций (IPO должно состояться в ноябре), что, по расчетам РАО, позволит привлечь 330--400 млн долл. В ближайшую пятницу директора, как ожидается, будут рассматривать предложения о проведении IPO, в том числе и ТГК-5, долю участия РАО в которой планируется сократить до 47,45%. Размещение может состояться не раньше весны следующего года.
Впрочем, директора РАО вряд ли одобрят предложения энергохолдинга. Дело в том, что выброс на рынок значительного количества ценных бумаг однотипных энергокомпаний, как отмечают аналитики, может сбить цену на них. Инвесторы в этом случае получат возможность относительно недорого купить электроэнергетические активы, а РАО недосчитается средств на свою многолетнюю инвестпрограмму. Несмотря на это, РАО старается сейчас продемонстрировать, что реформирование отрасли не остановлено. Ведь любая задержка, во-первых, подрывает интерес инвесторов к энергетике, а во-вторых, еще дальше отодвигает срок продажи активов, что не позволяет делать прогноз состояния фондового рынка в целом к моменту IPO генерирующих компаний.
Николай ГОРЕЛОВ