|
|
N°173, 22 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая энергия из старых источников
В разгаре IX международный фестиваль Earlymusic
Вчера в Москве в Школе драматического искусства на Сретенке играл на хаммерклавире феноменальный двадцатишестилетний американец Кристиан Безуденхаут, комплекцией, повадкой мишки косолапого и способами колдовства напоминающий великого Григория Соколова. Двумя днями раньше эту же любопытнейшую программу «Вокруг Моцарта» (сам Амадей, Иоганн Кристиан Бах, загадочный Леопольд Кожелух, Георг Бенда, Иоганн Хертель) он отыграл в Малом зале Петербургской консерватории. Во вступительном слове, предварявшем тот концерт, директор фестиваля Марк де Мони весьма элегантно поблагодарил спонсора -- Shell: «Мы поняли, что занимаемся одним и тем же -- добываем новую энергию из старых источников».
Слова, которые в отношении нефтепереработчиков имеют приземленно-практический смысл, применительно к Earlymusic звучат весьма возвышенно. Некогда один критик справедливо назвал этот фестиваль лучшим средством от симфонической мигрени, и каждый год действенность средства подсевшая на него публика с наслаждением испытывает снова. Да уж, такого Баха, как у бельгийского барочного оркестра Il Fondamento под водительством дивного дирижера и гобоиста Паула Домбрехта, в обычном филармоническом концерте не выдают. На открытии фестиваля бельгийцы представили незаслуженно редко играемые вместе все четыре оркестровые сюиты, из которых народу полюбилась пресловутая рингтоновская «Шутка» из Второй, си-минорной, -- сейчас же казалось, что во время Адажио из Третьей сюиты ре-мажор в пышно-золотом Тронном зале Екатерининского дворца в Царском Селе сгустилась почти физически ощущаемая истома волшебства.
В Петербурге оба зала Филармонии на ремонте, так что фестиваль, кроме Консерватории, охватил дворцы, в изрядном количестве имеющиеся в городе и окрестностях, что звучанию старинных или аутентичных им инструментов только на пользу. Москвичам повезло немного меньше: только отличный американский лютнист Пол О'Детт играл в Останкино, антураж остальных концертов современный.
Впрочем, бог с ним, с антуражем -- когда он удачен, это все равно лишь дополнительный бонус к предлагаемым Earlymusic слуховым роскошествам. К девятому фестивалю публика твердо усвоила: нахождение в его афише -- гарантия качества. Афиша эта традиционно украшается именами, знакомыми по прошлым годам, в сочетании с артистами, известными у нас по записям, по слухам или неизвестными вовсе. Скажем, приезжающий нынче замечательный итальянец Паоло Пандольфо (виола да гамба) в наших краях уже бывал, а тот же Безуденхаут -- нет. Про последнего было известно, что Франц Брюгген пригласил его солировать в юбилейном моцартовском турне своего «Оркестра XVIII века» в до дыр заигранных поздних фортепианных концертах Моцарта, и, явившись живьем, Безуденхаут показал, что такое решение перфекциониста Брюггена в высшей степени оправданно. Кстати сказать, когда-то гениальный «Оркестр XVIII века» играл в Петербурге в полупустом Большом зале -- сейчас местные слушатели хотя бы отчасти реабилитировались, устроив Безуденхауту, услышанному ими впервые, овацию стоя.
Так что репутация Earlymusic заставляет ждать многого от еще предстоящих концертов. Итальянский ансамбль Micrologus, специализирующийся на средневековой и ренессансной музыке, сыграет и споет свои высокоученые реконструкции сочинений времен Треченто. Крупнейший виолончелист Кристоф Куан бывал на фестивале, а теперь предстоит познакомиться с его выучеником Брюно Коксе и его ансамблем Les Basses Rqunies. Французы предложат отправиться в «Путешествие в Италию»: программа собрана из вещей Вивальди, Скарлатти, Фрескобальди... Закроется фестиваль 30 октября концертом Оркестра Екатерины Великой, который естественным образом вырос в недрах Earlymusic, вместе с изумительной экс-московской, а ныне канадской певицей Яной Иваниловой.
Вообще это предприятие -- на диво питательная среда, в ней еще много чего зародилось, подросло и окрепло. Уже поставили «Мнимых философов» Паизиелло, оперу, написанную для Екатерины II, а собираются делать «Бориса Годунова» Иоганна Маттезона (1710), и нет сомнений, что сделают. Издаются CD, книги и ноты, а теперь еще и выпустили специальный Earlymusic Magazine, в равной степени дающий отменную пищу глазу и уму. С этого года в рамках фестиваля, кроме привычных мастер-классов (давать их -- условие, которое организаторы ставят приглашаемым концертантам) в Музее-квартире Римского-Корсакова, проходят еще и общедоступные лекции на всевозможные интеллектуально изысканные темы. География также неуклонно расширяется: сейчас, кроме восьми петербургских и четырех московских концертов, еще восемь пройдут в Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге. А благодаря партнерству с Агентством по атомной энергетике новая энергия добывается из новых источников: для старинной музыки откроются Снежинск и Озерск, прежде закрытые городки атомщиков под Челябинском.
В общем, пример этого образцово-показательного фестиваля -- другим наука. Когда-то он начинался при поддержке Британского совета, потом примкнули культурные представительства других европейских стран, сейчас же внушительный список спонсоров открывают АФК «Система» и Внешторгбанк, что, конечно, делает честь воротилам бизнеса. Дать денег не на классическую попсу, но на то, чтобы привезти музыкантов в самом деле высочайшего уровня, пусть даже их имена не притча на устах у всех, -- признак редкой у нас культурной адекватности и вменяемости.
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург