|
|
N°173, 22 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выкуп за Лужкова
Москва сможет продавать земельные участки по-своему
Правительство решилось на изменение правил выкупа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Вчера на заседании кабинета министров министр экономического развития Герман Греф представил радикальные изменения в закон, которые позволяют бизнесу выкупить земли под предприятиями в четыре раза дешевле, чем это принято сегодня. Выкупные цены в поселениях, где живет более 3 млн человек, не будут превышать 20% от кадастровой стоимости земельных участков, в иной местности -- и вовсе 2,5%. Аренда составит не более 2% от кадастровой стоимости. По плану правительства закон должен вступить в силу уже с 1 января будущего года.
Одно существенное «но» вызвало довольно бурную, откровенно негативную реакцию членов кабинета. Сам автор документа признался, что он не идеален. Для Москвы (по настоянию московских властей) и Санкт-Петербурга в законопроекте сделано исключение. Им разрешено ограничить свободу действий собственников земли. То есть если покупатель захочет перепрофилировать предприятие в двух столицах, ему придется заплатить за землю практически 100% от кадастровой стоимости. «Эта норма является очень тяжелой, в том числе и для юридического оформления. Но ничего другого мы не нашли», -- посетовал главный экономист. Он сообщил, что Москва сопротивлялась предыдущему закону, не продав, вопреки ему, ни одного участка. Будет тормозить оборот земли и дальше.
«Эта тема дискутируется два года. Мы не можем из-за Москвы сдерживать территорию всей России. У нас города все заперты сейчас», -- сказал г-н Греф. Кстати, он тут же добавил, что Санкт-Петербург по собственной доброй воле отказался от использования ограничительной нормы, а Москва настаивает... «Мы бизнес в такую пучину чиновничества опускаем, -- г-н Греф даже загрустил как-то, очевидно, представив себя в коридорах правительства Москвы. -- Да, это квазимеханизм такой спекулятивной ренты для чиновников». «Герман Оскарович, -- прервал расстроившегося министра премьер Фрадков, -- в связи с этим изменения в УК не надо вводить?» «Думаю, нет, -- откликнулся г-н Греф. -- Кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь у нас дела о коррупции явно будут».
Упоминание родного города в таком контексте, видимо, несколько задело первого вице-премьера Дмитрия Медведева: «Правильно ли, что только для двух городов?» «Просто одну Москву указывать неприлично было, -- сознался министр. -- Так что Петербург указали за компанию». В зале засмеялись. Но министр финансов Алексей Кудрин, давний оппонент мэра Москвы Юрия Лужкова (которому, к слову, вчера как раз исполнилось 70 лет), дал понять товарищам: все, что творится в Москве, давно не смешно. «Допуская эту норму, мы с вами существенно искажаем рыночные правила. Занижаем динамику производства, опускаем добросовестных приобретателей», -- заявил он. «У нас в Москве все делается иначе. Потому здесь и стоимость жизни выше, чем в любом городе мира», -- резюмировал г-н Кудрин.
Бизнес в лице главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина также не стал молчать: «Доплата 80% за землю, как хочет Москва, полностью противоречит институциональной реформе. Санкт-Петербург правильно делает, что отказывается».
Однако вице-премьер Александр Жуков решил все-таки бурю утихомирить. Он назвал предлагаемый законопроект плодом тяжелого компромисса и, дабы не тормозить процесс, предложил перенести дальнейшие дебаты в Думу. Премьер спорить не стал, но назидательно добавил: «Мы легализовали рынок земли. И сопроводим это все комплексом антикоррупционных мер». Мол, дорогие москвичи, спите спокойно.
Глава Минфина также представил правительству новаторские изменения в закон «О банках и банковской деятельности» и о ЦБ. Основным достоинством законопроекта г-н Кудрин считает тот факт, что отныне для резидентов и нерезидентов вводится единый порядок допуска на рынок банковских услуг. Руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин поинтересовался у министра, какой должна быть оптимальная доля нерезидентов на нашем рынке. Г-н Кудрин ответил, что не знает и что на переговорах с ВТО Россия оставила за собой право ограничивать долю западных банков. Потом он подумал еще и сказал: «Ну, скажем, 50%».
«А кто следит за безопасностью?» -- спросил премьер Фрадков. Выяснилось, что следить пока не за чем. Сегодня доля нерезидентов в банковском капитале составляет около 13%. И, по словам главы ЦБ Сергея Игнатьева, еще четыре-пять лет бояться просто нечего. Он так и заявил: «Вопрос об ограничении (доли иностранцев в российских банках.-- Ред.) пока неактуален».
Вера КУЗНЕЦОВА