|
|
N°171, 20 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спрос без предложения
В России пока нет таких демократов, которые могут прийти к власти
До очередных выборов в Государственную думу осталось чуть больше года. Непарламентские партии уже заявляют о своих политических амбициях. Все они надеются на прохождение в парламент, а некоторые в перспективе и на завоевание конституционного большинства. «Союз правых сил», в частности, обещает, что «объединенная демократическая партия» во главе с Никитой Белых добьется и президентского кресла. Правда, с оговоркой -- в 2016 году. Газета «Время новостей» попросила экспертов оценить перспективы либеральной идеи и правых партий в ближайшем политическом будущем России.
Заместитель главы Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что «для того, чтобы стать конституционным большинством, СПС неплохо для начала попасть в Думу». Причем, по его мнению, шанс у нынешних либералов еще есть, но время стремительно убывает: «Очевидно, что двумя колоннами либералы в Думу не пройдут. Нужно или объединение, или нечто такое, что всех избирателей либеральной направленности приведет под знамена одной партии. То есть либо слияние, либо поглощение».
По словам эксперта, социологические опросы показывают, что рейтинги СПС и «Яблока» колеблются между двумя процентами, а допускают для себя голосование за партию либеральной направленности, по разным версиям, до 30% граждан. «Это, конечно, не значит, что потенциал либеральной партии в России 30%, но он точно выше 7%.
Поэтому проблема не со спросом на либеральные партии, а с предложением. Есть на рынке несколько невкусных газированных напитков, вместо них нужна одна кока-кола», -- считает г-н Макаренко. Но только природный оптимизм, по словам аналитика, не дает ему возможности прямо сейчас поставить крест на нынешних либеральных партиях.
Сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин неоптимистично полагает, что правые партии, которые уже довольно продолжительное время собираются сливаться в одну, ждет маргинализация и исчезновение: «А после должны появиться партии с либеральными ценностями, но одновременно демократические». Либеральная идея, по словам политолога, имеет в России будущее в том случае, если соединится с демократическими и патриотическими ценностями. «Причем к существующим политическим партиям эту модель приложить нельзя, -- считает г-н Дискин. -- Вся нынешняя политическая система выросла из шинели советской интеллигенции, которая была не социальным слоем, а религиозным течением. Некоторые части системы, я надеюсь, эволюционируют по требованию жизни и избирателей, которые пока готовы мириться с низкой идеологической оснащенностью».
Борис Макаренко уверен, что потенциал у либеральной идеи в России есть. По его мнению, средний класс формируется на вновь образующихся реалиях российской жизни: «По мере того, как средний класс будет подниматься и чувствовать необходимость защиты своих реальных прав, запрос на либеральную идею будет. Вопрос: сколько времени понадобится, чтобы этот запрос реализовался и оформился как политическая сила? И к тому моменту, когда запрос сформируется, от нынешних партий может ничего не остаться».
В том, что демократы станут правящей партией через какое-то количество избирательных циклов, нет сомнений и у Иосифа Дискина. Только вот СПС, по его мнению, не является демократической партией: «СПС и сегодняшнее руководство «Единой России» объединяет то, что они пропагандируют авторитарную модернизацию. А должны появиться партии, которые ориентируются на демократическую модернизацию и на мнение большинства».
Дарья ГУСЕВА