Зарубежные автомобильные компании под впечатлением от бурного роста автокредитования в России пытаются расширить свое влияние здесь, создавая банковские учреждения. Вчера стало известно о том, что немецкий концерн BMW собирается открыть банк в России. Такие же планы у компании DaimlerChrysler, одного из крупнейших конкурентов BMW. Кроме того, в марте этого года японская Toyota объявила о намерении создать здесь собственный банк. По мнению некоторых участников рынка, если эти идеи осуществятся, отечественные банки, сделавшие ставку на автокредитование, могут не выдержать конкуренции с «дочками» зарубежных автогигантов.
«Россия для BMW очень важный рынок, -- заявил официальный представитель компании Майкл Ребсток. -- Политика концерна предусматривает, чтобы на рынках, которые для нас важны и на которых мы видим потенциал роста, присутствовали и подразделения, оказывающие финансовые услуги. Это очень хороший инструмент поддержки основного бизнеса -- продажи машин».
Пока баварский концерн продает автомобили в кредит с помощью своих дилеров и крупных российских банков. Например, «Уралсиб» и МДМ-банк предлагают программы по приобретению машин в кредит на льготных условиях совместно с компанией-дилером «Артекс». Международный московский банк предлагает специальную программу через другого
официального дилера BMW -- компанию «Азимут СП». Кроме того, BMW работает с Райффайзенбанком, который намерен продолжить сотрудничество и после того, как автомобильный концерн откроет собственный банк. «Обслуживание клиентов, которые взяли кредит на покупку автомобиля, продолжится, а возможность перекредитования будет зависеть от того, предложит ли новый банк услугу по рефинансированию кредита», -- говорит менеджер банка.
Toyota намерена опередить DaimlerChrysler и BMW, став первым автопроизводителем, который откроет в России свой банк. Об этом президент компании Томоаки Ниситани заявлял еще в марте на Женевском автосалоне. Глава Toyota не уточнил, какие условия кредитования Тойота-банк предложит российским клиентам, подчеркнув лишь, что они будут более привлекательными по сравнению с условиями универсальных розничных банков. Сейчас процентные ставки по автокредитам в основном превышают 10% годовых в рублях. В среднем по рынку это 12--13%, а в долларах и евро -- около 10% годовых. Есть специальные программы по покупке автомобилей марки Ford под 4,9% годовых и Audi под 5% годовых, которые субсидируются компаниями-импортерами.
По мнению экспертов, выйдя на рынок автокредитования, иностранные компании существенно улучшат свои позиции в России. А льготные условия кредитования позволят им составить серьезную конкуренцию российским банкам, работающим в этом секторе.
«Производители автомобилей вполне могут предложить рынку ставки 6--7% годовых или еще меньше, -- предполагает представитель крупного российского банка, активно занимающегося автокредитованием. -- А в наших банках минимальная ставка 9%. Даже самые крупные банки, практикующие различные поощрительные меры, едва ли смогут выдержать конкуренцию с такими компаниями». Однако, отмечает собеседник газеты, это произойдет еще не скоро: «Пока BMW, Toyota и другие автогиганты внедрят свои банки на отечественный рынок, пройдет немало времени. Данные операции связаны с различными трудностями, в частности с юридическими, так что наши кредитные организации еще успеют увеличить автокредитный портфель».