|
|
N°167, 14 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошо там, где нас нет
Герман Греф призвал депутатов не пугаться ВТО
Министр экономического развития Герман Греф, непосредственно отвечающий за присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), выступая вчера на правительственном часе в Госдуме, решил смягчить недавние крайне жесткие заявления российских властей о перспективах этого процесса. «Я надеюсь, что мы договоримся с американскими партнерами. Сейчас идет очень конструктивный переговорный раунд», -- заявил он. Все двусторонние переговоры могут завершиться уже до конца этого года, а наиболее значимые, с США, должны быть окончены к концу октября. Однако даже примерные сроки того, когда могут быть окончены многосторонние переговоры, министр назвать не смог. «Дай бог, если к концу 2007 года, вполне возможно, что это может быть еще позже», -- заявил он, выступая перед депутатами. Это означает, что Россия может не успеть вступить в ряды ВТО при Владимире Путине.
Как известно, на прошлой неделе помощник президента Игорь Шувалов, являющийся представителем России в «большой восьмерке», заявил, что процесс присоединения к ВТО почти наверняка будет приостановлен. «Я так понимаю, что мы подошли скорее всего к крайней точке, к определению крайних позиций, и мы не можем дальше уступать ни по каким направлениям», -- заявил он на пресс-конференции.
В настоящий момент камнем преткновения на переговорах с США стал вопрос о ветеринарном контроле американского мяса. В августе Герман Греф выступил с заявлением, в котором пообещал пересмотреть соглашение по квотам на ввоз мяса в Россию, если Штаты не дадут согласия на вступление нашей страны в ВТО. Сейчас он предпочел воздержаться от резких заявлений. «Тема больная, не хотел бы ее комментировать. Надеюсь, что удастся договориться с американскими коллегами и что мы не будем выдвигать взаимных торговых претензий», -- заявил он.
Впрочем, народных избранников гораздо сильнее беспокоило не то, как скоро Россия может стать членом международного торгового клуба, а то, надо ли ей вообще туда стремиться. Вновь и вновь депутаты задавали вопросы, не повредит ли это российскому животноводству, автомобилестроению и страховым компаниям. «Вот зачем мы австралийских коров ввозим?» -- поинтересовался у министра депутат от фракции ЛДПР, бывший кандидат в президенты России Олег Малышкин. «Чтобы доить», -- подумав, предположил г-н Греф.
Очередной ликбез показал -- в целом от присоединения к ВТО всем станет хорошо. Трудности могут возникнуть лишь у отдельных предприятий, но системного характера они носить не будут. Скорее иностранным производителям следует опасаться российских конкурентов, а не наоборот. «Властям США и Европы надо готовиться к тому, что многие предприятия в их странах могут закрыться», -- заявил г-н Греф. В настоящее время против российских производителей действует около 130 дискриминационных процедур, хотя российские товары вполне конкурентоспособны, а зачастую и более высокого качества, чем импортные аналоги. Присоединение к ВТО, по мнению министра, позволит занять свою нишу на мировых рынках, например, российскому сельскому хозяйству и фармацевтике.
«Все возможные последствия для российского финансового рынка детально проанализированы», -- заявил министр, однако отказался комментировать условия договоренностей, сославшись на то, что переговоры еще не завершены. Это вызывает удивление, так как накануне саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге было объявлено, что компромисс с США по этому вопросу найден. Предполагалось, что Россия дает согласие на открытие прямых филиалов иностранных страховых компаний, сохраняя запрет для иностранных банков.
Кроме того, отметил г-н Греф, благодаря усилиям российских переговорщиков удалось снять вопрос о выравнивании внутренних и внешних цен на газ. «Единственное обязательство, которое мы на себя взяли, -- что тарифы для промышленных потребителей внутри России никогда не будут устанавливаться ниже себестоимости производства газа», -- заверил министр депутатов.
Кроме того, ВТО позволит эффективнее бороться с «серым» импортом. В настоящее время 70--80% импортных товаров попадают в Россию в обход таможни, из-за чего, по словам министра, «мы практически потеряли сектор легкой и обувной промышленности, не может развиваться электроника». После вступления, убежден министр, «порядка будет больше», а если импорт начнет резко расти, стандарты ВТО позволяют ввести защитные меры.
«Уровень тарифной защиты будет почти в два раза жестче, чем в развитых странах Европы и США, и в полтора раза выше, чем на Украине», -- заявил Герман Греф. Средневзвешенная ставка импортной пошлины снизится после вступления в ВТО крайне незначительно -- с 21,5 до 18,9%. При этом ни по одному виду сельхозпродукции, производимой в России в достаточном для внутреннего рынка количестве, пошлина вообще снижена не будет.
Вера СИТНИНА