|
|
N°164, 11 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Путин - не типичный политик"
В субботу президент России Владимир Путин встретился в своей резиденции в Ново-Огарево с американскими политологами - членами международного дискуссионного клуба «Валдай». Одним из участников продолжавшейся около четырех часов встречи был директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай ЗЛОБИН. Он рассказал «Времени новостей» о своих впечатлениях.
- На обеде, открывавшем встречу с Владимиром Путиным, мое место оказалось рядом с российским президентом, и, пока мы обедали, у нас было минут тридцать, так сказать, частной беседы. Я по-новому открыл для себя г-на Путина, стал лучше понимать его логику мышления. Он пришел на многочасовую беседу с нами, экспертами по России, без бумаг, справочников и советников и на память приводил факты и цифры, диаметры трубопроводов, объемы прокачки энергоресурсов. Я сказал ему, что обычно политики, обдумывающие каждое слово, так не делают. Да и вообще другие президенты не идут на такой диалог с экспертами, занимающимися их странами, даже Джордж Буш не делает этого.
На это ваш президент ответил, что Буш с этим бы справился, но у него плохие советники. И еще Путин сказал, что он сам «не типичный политик», поскольку не получал «политическое образование и не делал политическую карьеру», а потому часто действует исходя «не из политических комбинаций», а «как гражданин, выбранный президентом России». Дальше я спросил его: «Но вы же понимаете, что работаете с людьми, которые делают политическую карьеру, в том числе и на Вас?». На что он ответил, что ему нелегко, что у них разный менталитет. А вообще Путин произвел на меня впечатление уверенного, спокойного человека.
- Поднимался ли на встрече вопрос о третьем сроке президентства Владимира Путина или его возможном преемнике?
- У меня сложилось впечатление, что Владимир Путин начинает подводить фундаментальные итоги своего президентства, хотя сам говорит, что еще не готов подводить эти итоги. Отвечая на вопрос, что бы он сказал своему преемнику, Владимир Путин рассказал анекдот: «Старый директор уходит на пенсию и оставляет молодому преемнику три конверта со словами: первый откроете в первый день на новом посту, второй - в середине срока, и третий - перед уходом на пенсию. Преемник так и сделал. В первом конверте находился совет «Вали все на меня», во втором - «Обещай людям все, что они хотят», в третьем - «Готовь три конверта».
Путин прямо не говорил, что не будет баллотироваться на третий срок. Когда мы спросили его об этом, он переспросил - а вы как сами думаете? При этом президент подчеркнул, что стабильность России должна зависеть не от одного человека, а от Конституции. Судьба такой великой державы, как Россия, ни в коем случае не должна быть связана с судьбой одного человека. По тону беседы, мне кажется, что он уйдет, но сам пока не готов ответить на вопрос ни о своем преемнике, ни вообще о технологиях 2008 года. К тому же, по признанию президента, ему пока не удалось решить три проблемы - справиться с бедностью, победить коррупцию и решить демографическую проблему.
- Какие претензии высказал российский президент в адрес американских и европейских партнеров?
- Его главная претензия к Западу и особенно к США, в том, что там не понимают Россию. Там не видят разницы между политикой властей и антиамериканской позицией российского телевидения. "Но ведь телевидение - это массовая вещь, оно должно показывать то, что происходит сегодня, то, что нравится народу, иначе прогорит", - объяснил нам Путин. Он сказал, что у него с телевидением разные позиции и пожаловался, что американские партнеры позицию российского телевидения принимают за позицию самого президента. И делают они это во многом из своих политических интересов. Вообще, в нашей беседе Владимир Путин много говорил о том, что США и Евросоюз часто поступают, исходя из «политических целей», причем в это он вкладывал некий негативный смысл.
- Агентства цитируют слова Путина о том, что Россию пора перестать именовать "ядерной супердержавой"...
- Ядерная или энергетическая супердержава - это, по мнению Путина, политический штамп и попытка связать Россию с негативным имиджем СССР, показать европейцам и американцам, что страна продолжает оставаться исключительно опасной. Поэтому он и сказал, что время супердержав прошло.
- Обсуждались ли на встрече международные проблемы?
- Наибольшее внимание президент уделил трем вопросам. Первый - ситуация в Косово. Владимир Путин дал понять, что считает европейскую политику в этом вопросе ошибочной. Ведь, по его словам, нет большой разницы между Косово и Абхазией, Южной Осетией, Нагорным Карабахом, а ведь они тоже добиваются независимости. Путин призвал не допускать «двойных стандартов» и привел пример Ирака, где уже есть опасность отделения Курдистана, хотя западные партнеры обещали сохранить целостность Ирака.
Вторая проблема, о которой подробно говорил Путин - украинская. Президент России пожаловался, что европейцы не всегда понимают происходящее там, особенно это проявилось в дни газового кризиса. Но хорошо уже, мол, то, что украинский президент Ющенко проявил себя мудрым и далеко смотрящим политиком. Третья из обсуждавшихся тем - «фантастически хорошие» отношения между Москвой и Пекином. Но вообще мне показалось, что восточное направление для Путина - вторичное по сравнению с европейским. А вот говоря о Европе президент был очень подробен, приводя данные вплоть до размеров труб и объемов прокачки энергоресурсов.
Беседовал Петр ИСКЕНДЕРОВ