Время новостей
     N°159, 04 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2006
Дом без святых
Мусульмане призывают Россию к ответу за черный список
Арабские страны и организации одна за другой выражают России недовольство по поводу наличия некоторых группировок в черном террористическом списке, опубликованном Москвой в конце июля. Видимо, только сейчас завершив изучение списка, правительство Кувейта потребовало от России разъяснений по поводу того, почему в нем находятся две кувейтские организации -- «Общество социальных реформ» и «Общество возрождения исламского наследия». Они попали в список еще в 2003 году, когда он был опубликован впервые, и остались в новом перечне, расширенном с 15 до 17 организаций (все исламские).

Однако еще несколько лет назад первый вице-премьер, а ныне эмир Кувейта шейх Сабах аль-Ахмад ас-Сабах лично заявил обозревателю «Времени новостей», что его правительство оказало необходимое давление на группировки, оказывавшие помощь сепаратистам в Чечне. «Все благотворительные организации поставлены под жесткий контроль», -- сказал тогда «ВН» будущий эмир Кувейта.

Теперь и руководитель «Общества социальных реформ» Абдалла Муттава, и президент «Общества возрождения исламского наследия» Тарик Иса выражают удивление тем, что продолжают находиться в списке. Впрочем, американцы тоже обвиняют "Общество возрождения исламского наследия" (вернее, его афганский и пакистанский филиалы) в связях с террористами.

Официальное опубликование черного списка в России, бесспорно, положительный шаг, но даже после обнародования дополнительных пояснений к нему список не дает исчерпывающих ответов на возникающие вопросы. Есть ощущение, что составители не учли тот факт, что многие из указанных организаций изменили свою позицию по отношению к сепаратистским настроениям в Чечне. Недоумение своим присутствием в списке выказывали «ВН» и представители египетских «Братьев-мусульман». Да и многие египетские дипломаты считают ошибочным включение в список группировки, довольно популярной в Египте, хотя и полузапрещенной.

Наконец, список не всегда конкретизирует, в какой стране действует организация, обтекаемо указывая только, что «на территории одного из государств Ближнего Востока». Посольству России в Иордании уже пришлось объясняться с возмутившимися представителями иорданских «Братьев-мусульман», действующих в королевстве фактически легально, и объяснять им, что речь только о египетском офисе. А вот в качестве штаб-квартиры другой группировки -- «Усбат аль-Ансар» - указан лагерь палестинских беженцев «Айн аль-Хильва» в некоей ближневосточной стране, хотя такой лагерь есть только в Ливане. Наконец, говоря о так называемой благотворительной организации «Аль-Харамейн» из Саудовской Аравии, составители списка перевели ее название с арабского языка как «Дом двух святых» вместо «двух святынь» (имеются в виду Мекка и Медина). Это удивительно, ведь речь-то о фундаменталистах, борющихся с культом святых и считающих его пережитком язычества.

Елена СУПОНИНА