Время новостей
     N°158, 01 сентября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2006
На пути вперед
Ford распродает дорогие и очень дорогие марки
Старейший американский автогигант Ford Motor Co. решил расстаться с известным спортивным брендом Aston Martin. Это решение, по словам главного исполнительного директора компании Билла Форда, является частью пересмотра структуры активов, сообщает агентство Bloomberg.

Некогда престижный британский концерн, известный по фильмам о Джеймсе Бонде, стал испытывать финансовые трудности. Дорогостоящие классические болиды, стоимость которых превышает 100 тыс. долл., не пользуются бывалым спросом. Как отметил г-н Форд, автомобили Aston Martin, сети их распространения и организация производства настолько отличаются от других активов Ford, что продажа люксового актива представляется наиболее логичным выбором.

Усиливая свое присутствие на развивающихся рынках, в том числе российском, Ford, будучи консервативным и «заточенным» под американский стандарт, далеко не всегда удерживает конкуренцию. Когда-то популярные в Америке внедорожники стали слишком дорого обходиться в условиях постоянного роста цен на топливо. Однако ведущие американские автопроизводители не сумели безболезненно перестроить свои конвейеры, уступив эстафету японским конкурентам. В первом полугодии 2006 года чистый убыток второго по величине автоконцерна в США составил 1,44 млрд долл. А в прошлом году концерн подсчитывал убытки из-за падения продаж в США и Канаде -- 1,6 млрд долл. Во избежание коллапса Ford принял разумное решение расстаться с наименее перспективными в краткосрочной перспективе брендами.

Контрольный пакет Aston Martin американская компания выкупила в 1987 году, а спустя семь лет заполучила оставшуюся часть акций. Позже Aston Martin вошел в так называемую Premier Automotive Group (PAG), состоящую из принадлежащих Ford дорогих и очень дорогих марок. Сюда же можно отнести Lincoln, Volvo, Jaguar и Land Rover. Последние две компании также были выставлены на продажу. В свое время подразделение PAG сформировал бывший глава Ford Жак Нассер, уволенный из компании пять лет назад. Некоторые западные СМИ предполагают, что именно он возглавит группу инвесторов, решивших выкупить у концерна три люксовых бренда. Другим возможным покупателем считается One Equity Partners LLC, подразделение JPMorgan Chase & Co.

Этим глобальная распродажа Ford не ограничивается. На днях руководство компании приняло решение расстаться с самым прибыльным из своих подразделений -- Ford Credit, объяснив это проведением реструктуризации. Многих специалистов этот выпад действительно удивил, ведь Ford Credit является единственной «дочкой», сумевшей столь успешно закончить второй квартал 2006 финансового года -- с прибылью в 441 млн долл. В 2005 году на предоставлении финансирования Ford Credit заработал 14 млрд долл., объем выданных кредитов достиг почти 110 млрд долларов.

Тем не менее г-н Форд уверен в своих действиях. Чтобы выработать целостную стратегию сокращения издержек, он специально нанял бывшего топ-менеджера Goldman Sachs Group Кеннета Лита, специализирующегося на формировании рентабельной структуры активов и брендов. Г-н Лит поможет завершить реализуемую с января на фоне хронических убытков масштабную программу реорганизации и сокращения производства. Амбициозный спасительный план реструктуризации был назван «Путь вперед». Как заявляло ранее руководство компании, его программа предусматривает сокращение до 30 тыс. рабочих мест и закрытие 14 заводов в течение ближайших шести лет. Сейчас Билл Форд делает все возможное, чтобы убедить акционеров и общественность в правильности своей политики.

Новую серию аргументов в пользу своего плана топ-менеджер собирается представить на очередном совещании совета директоров 14 сентября. Предполагается, что на встрече будет предложен новый план, включающий более радикальные меры, например такие, как ускоренное проведение сокращений и закрытия заводов и предложение о покупке пакета японской Mazda.

Денис УВАРОВ