|
|
N°159, 04 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отложенная жизнь
Эксперты считают ненефтяной бюджет не слишком подходящим для России
Как тратить шальные нефтяные деньги -- этот вопрос не дает покоя ни экономистам, ни политикам, ни чиновникам. Как уверяет Министерство финансов и лично министр Алексей Кудрин, страна нуждается в ненефтегазовом балансе бюджета. А бюджетная политика в условиях сильной зависимости экономики от сырьевых доходов требует особых подходов. Идея логичная, но в ней слишком много подводных камней, уверяют эксперты, опрошенные "Временем новостей".
Вкратце суть ненефтяного бюджета, о котором неоднократно писала газета "Время новостей", такова. В стабфонд предлагается направить налоги от всех нефтяных и сверхдоходов (а не только налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на нефть, в том числе налог на прибыль, а также налоги на добычу газа). То есть министр финансов предлагает изъять из бюджета все доходы от природной ренты и управлять ими в особом режиме, сформировав ненефтяной бюджет. Учитывая же, что ненефтяной бюджет будет по определению дефицитным, Минфин предлагает ежегодно перечислять из стабфонда в бюджет определенную сумму, зафиксированную в процентах от ВВП.
"Идея разделения бюджета на нефтяной и ненефтяной полезна с точки зрения понимания, насколько устойчива экономика в долгосрочном плане по части расходования средств. Нет речи о том, чтобы тратить только то, что заработано вне нефтяного сектора. Речь лишь о том, чтобы начать ясно себе отдавать отчет, насколько мы зависим от конъюнктуры нефтяных цен, и на основе этого анализа принимать на себя обязательства", -- говорит проректор Высшей школы экономики Евгений Гавриленков. Сегодня есть большие претензии к качеству расходования бюджетных средств, и такого рода политика в долгосрочном плане может завести в тупик. «В бюджете следующего года, который в этом плане не отличается от бюджетов прежних лет, расходы на статью «общегосударственные нужды» выросли практически на 50%, что фактически представляет собой взращивание бюрократии», -- поясняет экономист.
Однако если выделять в "отдельное производство" ненефтяной бюджет, Минфин пока не может ответить на вопрос, по какому принципу будут отсекаться доходы, полученные от завышенных цен на нефть, и что представляют собой завышенные цены, подчеркивает г-н Гавриленков. «Невозможно взять за эталон среднюю цену за предыдущие 10 или 15 лет, цены меняются динамично. Поэтому цена отсечения должна будет варьироваться в русле этой динамики и представлять собой консенсусную цифру, с которой будут согласны и правительство, и парламент, и президент», -- считает он.
Не считают экономисты корректным и сравнение российского стабфонда с нефтяным фондом «маленькой ухоженной страны» Норвегии. "В масштабах ВВП, особенно после выплаты Парижскому клубу, размер стабфонда относительно невелик. На конец года он не превысит 7--8% ВВП, в то время как в Норвегии величина нефтяного фонда 70% ВВП", -- напоминает Евгений Гавриленков. Когда относительно ВВП доля нефтяного резерва так велика, можно пойти на определенные риски в инвестировании, но Россия не должна стремиться к извлечению максимальной доходности из стабфонда.
Политика в отношении использования стабфонда должна быть очень консервативной, как и способы управления им, считает эксперт. Правда, сама теория создания ненефтяного бюджета также пока достаточно условная, ведь бюджет следующего года сверстан по консервативному сценарию.
«Зарубежный опыт приводится очень выборочный -- Норвегия и Казахстан, почему же тогда не говорится об Эмиратах, где колоссальные нефтяные деньги вкладываются в инфраструктуру», -- утверждает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Тем более что Россия еще долго будет располагать стратегическими сырьевыми ресурсами, которые будут чрезвычайно востребованы, если иссякнут нефть и газ, например водой и лесом.
"В экономике всегда надо жить в соответствии с нынешними реалиями, в том числе с большими доходами, которые, исходя из чисто монетарного подхода, проще урезать и сложить до лучших времен, искусственным образом сузив ту базу, которой должен оперировать бюджет", -- говорит эксперт. Самый реалистичный, но и самый трудный для расчетов бюджет формируется при балансировке доходов и расходов с учетом запросов сегодняшнего дня, уверен он.
«Если сформировать ненефтяной бюджет, закладываясь на то, что 40 ближайших лет в стране будет нефть, 80 лет -- газ, и копить все это время средства, то придется признать, что все эти усилия предприняты для того, чтобы когда-нибудь потом начать проедать эти деньги. Таким способом проблема структурной перестройки экономики никак не решается», -- полагает г-н Николаев. Столь значительная отсрочка -- сегодня не учитываем нефтяные доходы, складывая их в «загашник», а завтра они нам понадобятся -- консервирует технологическую отсталость и не отвечает стратегическим приоритетам развития экономики, считает эксперт.
Ирина СКЛЯРОВА