|
|
N°158, 01 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сотрудничество по телефону
ЕС и Норвегия обсудят взаимные энергетические интересы
Встреча комиссара ЕС по вопросам энергетики Андриса Пиебалгса с норвежским министром нефти и энергии Оддом Рогером Иноксеном, которая планировалась на этой неделе и должна была стать точкой отсчета новой энергетической эры в отношениях Брюсселя и Осло, не состоялась. На ней еврокомиссар планировал обсудить возможности Норвегии по удовлетворению растущего спроса Европы на природный газ и снижению ее зависимости от поставок из России. Как сообщается, г-на Иноксена задержали на родине бюджетные дела, и теперь встреча состоится только через две недели. Вместо личной встречи чиновники побеседовали по телефону, где возложили надежды на создание группы по сотрудничеству Норвегия--ЕС в сфере энергетики. Правда, норвежские возможности по обеспечению нефтью и газом не слишком велики. Более того, госкомпании этой страны при полной поддержке собственного правительства пытаются завязать партнерские отношения с «Газпромом», чтобы получить доступ к ресурсам в российском секторе Баренцева моря. Это одна из главных надежд развития нефтегазовой отрасли Норвегии. А значит, в Осло вряд ли готовы играть с Брюсселем в антироссийскую риторику и рисковать участием Statoil и Hydro в освоении «Штокмана».
Норвежско-европейская рабочая группа должна подготовиться к саммиту, который будет посвящен взаимоотношениям сторон в энергетике и пройдет в первой половине будущего года. «Эта группа должна помочь нам лучше использовать потенциал в сфере развития энергетического сотрудничества между ЕС и Норвегией, -- отметил г-н Пиебалгс после телефонного разговора. -- Наш диалог был великолепен на протяжении многих лет, но теперь мы надеемся сделать его более ориентированным на результат». В ответ г-н Иноксен напомнил, что Евросоюз является крупнейшим рынком сбыта для норвежской нефти и газа, а поставки из Норвегии обеспечивают существенную долю в европейском энергопотреблении. «Это склоняет нас к очень тесным связям, и поэтому новая группа даст нам прекрасную возможность изучить взаимные энергетические интересы, особенно касательно углеводородов», -- заявил министр.
Понятно, что в условиях жесткого газового торга между Брюсселем и Москвой, обеспечивающей четверть всех потребностей Европы в голубом топливе и половину импортных поставок, ЕС нуждается в надежных альтернативных поставщиках. Пока таковыми являются только Норвегия и Алжир. Учитывая, что алжирцы демонстрируют готовность к развитию партнерских отношений с Россией (недавнее подписание меморандума о сотрудничестве между госкомпаниями двух стран -- «Газпромом» и Sonatrach -- привело к новой волне боязни гегемонии экспортеров газа в Старом Свете), именно на норвежцев возлагались особые надежды.
Добыча газа в Норвегии растет ударными темпами (под 10% в год), развивается система экспортных трубопроводов (в ближайшее время будет введен новый газопровод в ставшую недавно газодефицитной Великобританию). Но, судя по всему, даже в краткосрочной по газовым меркам перспективе -- 5--10 лет -- норвежский газ не способен существенно изменить пропорции европейского импорта. Особенно учитывая растущий на континенте спрос.
Доказанные запасы Норвегии составляют 2,4 трлн кубометров, добыча в прошлом году выросла до 85 млрд кубометров в год (вдвое больше, чем в 1997 году). При этом внутреннее потребление очень скромное -- всего лишь 4,5 млрд кубометров, и почти не меняется. Основными покупателями норвежского газа в Европе являются Германия (26,3 млрд кубометров), Франция (14,2 млрд кубометров) и Великобритания (11,5 млрд кубометров). Предполагается, что в 2012 году добыча газа достигнет 120 млрд кубометров, а в 2013-м увеличится еще на 10 млрд кубометров. Если добавить к этому, что часть газа будет экспортироваться в виде СПГ в основном в США (проект Snovite), то в качестве дополнительных поставок Европа может рассчитывать на 25--30 млрд кубометров. Это едва позволит удержать настоящую долю норвежского газа в структуре европейского импорта.
Эти расчеты подтверждаются и переговорами, которые норвежские компании ведут с «Газпромом» о возможности использования из газотранспортной инфраструктуры для доставки в Европу российского газа. Несколько месяцев назад зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов говорил, что такие перспективы есть в связи с тем, что через семь-восемь лет в экспортных газопроводах из Норвегии в ЕС появятся свободные мощности. А значит, перспективы роста и даже удержания норвежской добычи не столь радужны, как хотелось бы европейцам.
Более того, уже сейчас темпы увеличения добычи газа в Норвегии с лихвой компенсируются падением в британском секторе Северного моря и постепенным падением другого крупного производителя газа в Европе -- Нидерландов. За прошлый год они на двоих потеряли 14 млрд кубометров по сравнению с 2004 годом. А Великобритания с 2000 года лишилась 20% добычи собственного газа, и эта цифра будет расти.
Алексей ГРИВАЧ