|
|
N°157, 31 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайная сделка "Хизбаллы" и Израиля
Немецкие спецслужбы готовят операцию на Ближнем Востоке
Германия вновь становится одним из главных игроков в посредническом процессе между конфликтующими сторонами на Ближнем Востоке. Это уже стало, как принято говорить в Берлине, «делом шефа», то есть самого канцлера. Не случайно канцлер Ангела Меркель, отобедав с Папой Римским Бенедиктом XVI в его резиденции в Риме в понедельник, уже во второй половине дня встретилась в Берлине с главой МИД Израиля Ципи Ливни.
Днем позже глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер общался по телефону со своим сирийским коллегой Валидом Муаллемом. Произошло это спустя всего две недели после демонстративной отмены Штайнмайером своего визита в Сирию. Поводом для такого демарша стала речь президента Сирии Башара Асада, в которой он воздал хвалу «Хизбалле» и призвал исключить Израиль из мирного процесса.
Роль Германии подкрепляется также и военными приготовлениями: не позже ближайшего понедельника бундестаг экстренно решит принципиальный вопрос о масштабах использования немецких солдат в рамках международной миротворческой миссии в Ливане. Но политическое решение принято давно. Правительство планирует к отправке в Ливан до 1200 солдат, точнее военных моряков. Глава минобороны Франц-Йозеф Юнг сказал, что речь идет об использовании военно-морских сил. В Киле уже стоят корабли «бундесмарине», которым предстоит контролировать подходы к побережью Ливана и препятствовать контрабанде оружия в эту страну.
Если это на самом деле произойдет, то споры о том, имеет ли немецкий солдат моральное право выходить с оружием в руках за пределы Германии, полностью себя исчерпают. На этот раз пожелание об участии немцев в миротворческих силах ООН выразил сам премьер Израиля Эхуд Ольмерт, что привело правительство ФРГ в немалое смущение. Канцлер Меркель вообще предпочла отказаться от термина «боевое использование» бундесвера. Но Курт Бекманн, лидер социал-демократов, входящих в правящую коалицию, предупредил, что немецкие солдаты не могут выступать на Ближнем Востоке в качестве «беззубого тигра».
Берлин усиливает свою политическую активность на Ближнем Востоке. И хотя министр Штайнмайер опроверг появившиеся на днях сообщения прессы о том, будто Германия взяла на себя роль ведущего посредника в обмене военнопленными, многие эксперты в самой ФРГ усматривают в этом тривиальную дипломатическую игру. Директор Института Востока в Гамбурге профессор Удо Штайнбах так вчера объяснил это «Времени новостей»: «Германия пользуется высоким авторитетом у всех сторон -- участниц конфликта. Немецкая дипломатия все активнее выстраивает отношения с Сирией».
Важную роль в посредничестве, например в деле обмена военнопленными и заложниками, профессор Штайнбах отвел немецким спецслужбам: «Политики делают свое дело главным образом, если можно так выразиться, при дневном свете. А спецслужбы, в частности Федеральная служба разведки (БНД), традиционно расчищают пути международным миротворцам своими средствами». Собеседник «ВН» напомнил, что за последние шесть лет БНД дважды успешно справлялась с миссией тайного посредника -- в 1999 году на Балканах, а в 2004-м -- на Ближнем Востоке. В январе 2004 года при посредничестве немцев Израиль выпустил свыше 420 ливанских и палестинских боевиков. Часть из них поначалу была доставлена в Германию. Там на одном из военных аэродромов прошла процедура обмена арабских боевиков на израильского бизнесмена и полковника в отставке Эльханана Тенненбаума, а также на останки четырех израильских солдат, убитых за четыре года до этого на границе с Ливаном.
На этот раз, утверждают информированные источники «ВН» в Германии, «самое позднее через три недели» должен состояться подобный же обмен пленными и заложниками между Израилем и "Хизбаллой". Это подтвердила и каирская газета «Аль-Ахрам», сообщившая, что «один немецкий переговорщик готовит решение этой проблемы». Пока не решено, обменяют ли двух израильских солдат, похищенных «Хизбаллой» 12 июля, вместе либо их обменяют порознь в разное время. Израиль внимательно следит за событиями на «невидимом фронте». Ведь одним из пунктов берлинской программы г-жи Ливни была встреча с главой БНД Эрнстом Урлау.
Юрий ШПАКОВ, Берлин