|
|
N°155, 29 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ford готов отдать Credit
Маркетинговые сложности, которые преследуют третий в мире автоконцерн -- Ford Motor Co, могут подтолкнуть его к продаже «значительного пакета акций» своего самого прибыльного подразделения -- Ford Credit (на привлекательных условиях кредитует покупателей новых автомобилей этой марки). Как сообщила газета Detroit News со ссылкой на информированного источника, сейчас такая возможность рассматривается в рамках программы реструктуризации бизнеса всей группы, несмотря на то, что всего лишь месяц назад главный финансист Ford Дон Леклэр категорически отвергал ее. В ходе телефонной конференции он говорил, что концерн не собирается расставаться с акциями финансового подразделения, и называл Ford Credit «стержневым активом» корпорации.
Источник связывает с появлением этой возможности также уход из совета директоров Ford Роберта Рубина, который заседал в этом органе шесть лет. О решении г-на Рубина, который также является председателем исполнительного комитета Citigroup (участвует в пуле покупателей контрольного пакета General Motor Acceptance Corp. -- основного конкурента кредитного подразделения Ford), было объявлено на прошлой неделе. Кроме того, в августе компания наняла специалиста по слияниям и поглощениям Goldman Sachs Group Кеннета Лита в качестве советника по вопросам продажи ряда активов.
Эксперты считают, что в условиях кризиса продаж на основных рынках, принесшего колоссальные убытки автопроизводителю, это единственный путь к снижению финансовых рисков для «дочки». А, значит, позволит нормально развивать в будущем продажи машин Ford в кредит.
В прошлом году концерн отчитался о серьезных убытках из-за падения продаж в США и Канаде - 1,6 млрд долл. И уже в январе представил общественности амбициозный план реструктуризации под громким названием «Путь вперед», который предполагает закрытие сразу 14 заводов на территории Северной Америки и масштабные сокращения персонала. Говорить о результатах этой радикальной программы пока рано, но уже понятно, что продажи продолжают падать, а убытки расти. За полгода они уже почти достигли прошлогоднего уровня, перевалив за 1,3 млрд долл. Причем негативный тренд затронул и Ford Credit, который в прошлом году был буквально светлым пятном на мрачной финансовой отчетности гиганта. Второй квартал 2006 года финансовое подразделение получает прибыль 441 млн против 740 млн долл. за аналогичный период годом ранее.
Эксперты считают, что, помимо плохой ситуации на автомобильном рынке, на показатели Ford Credit крайне негативно влияют финансовые «неудачи» материнской компании и, как следствие, более дорогие заимствования на рынках капитала. Standard & Poor's рейтингует «дочку» Ford на уровне B+, то есть на четыре пункта ниже инвестиционной ступени. Причем прогноз по рейтингу негативный. Для сравнения основной конкурент Ford -- General Motors, испытывающий схожие проблемы и тоже затеявший реструктуризацию, решился на продажу 51% акций в General Motor Acceptance Corp. -- подразделении, которое занимается потребительским кредитованием. После чего S&P сообщило, что намерено повысить ее рейтинг до BB+ (на три ступени выше Ford Credit), а это уже совсем другие условия доступа к финансовым ресурсам.
Ford Credit начал работу в 1959 году и за неполные 50 лет выдал 50 млн автокредитов. Активы этой компании составляют 162 млрд долл. (почти вдвое меньше, чем у основного конкурента GMAC). В 2005 году на предоставлении финансирования Ford Credit заработал 14 млрд долл., объем выданных кредитов достиг почти 110 млрд долл. Финансовое подразделение Ford представлено в 37 странах (США, Канада, Европа и финансово благополучные страны Азии), в его штат входит 14 тыс. человек.
В качестве покупателей GMAC выступает пул инвесторов во главе с Cerberus Capital Management, а сумма сделки, одобренной в апреле, оценивается в 14 млрд долл. На рынке считают, что контрольный пакет акций Ford Credit может стоить около 6 млрд долл. В самой компании от комментариев отказываются.
Александр ДАВЫДОВ