|
|
N°155, 29 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощальный визит Коидзуми
Японский премьер завидует Казахстану, его территории и урану
Вчера премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (на снимке) прибыл с официальным визитом в Астану. Столица Казахстана стала первым пунктом маршрута японского премьера по Центральной Азии -- следующим будет Ташкент, куда Коидзуми прибудет сегодня. Он стал первым японским премьером, посещающим этот регион. Одновременно эта поездка, очевидно, станет последней для самого Дзюнъитиро Коидзуми на посту премьера, который ему предстоит покинуть 20 сентября. Тем большее значение придается этому визиту как в Токио, так и в центральноазиатских столицах.
«В том, что касается нашей стратегии в области энергетических ресурсов, нехорошо для Японии быть слишком зависимой от Ближнего Востока. А Казахстан и Узбекистан -- счастливые обладатели обширных запасов ресурсов», -- заявил Коидзуми перед отъездом в Астану. Это заявление можно считать квинтэссенцией тех устремлений, с которыми связывает Токио будущее своих отношений с Астаной и Ташкентом, а возможно, также и с Ашхабадом, который в прошлом году посетил также и глава японского МИДа. Но сегодня именно Казахстан, обладающий третью мировых запасов урановой руды, представляет интерес для Японии в первую очередь. Ведь каждый третий киловатт-час электроэнергии в стране вырабатывается на атомных АЭС, которые потребляют ежегодно до 8 тыс. тонн урана. Причем из Казахстана поступает лишь 3% от этого объема.
Вчера Коидзуми после переговоров с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым назвал «перспективным» сотрудничество с его страной в области атомной энергии, «в том числе в освоении урановых месторождений». Министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов и посол Японии в Астане Тэцуо Ито подписали меморандум о намерениях двух стран продвигать сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. В соответствии с этим документом, по словам японского премьера, «начинается работа по заключению соглашений в данной области».
Коидзуми осыпал Назарбаева комплиментами. «Из числа центральноазиатских стран именно Казахстан осуществляет сейчас впечатляющее развитие под выдающимся руководством президента Казахстана, -- заявил он. -- На эти успехи обращает внимание не только Япония, но и все мировое сообщество». Японский гость выразил «чувство глубокого уважения к сбалансированной внешней политике» Казахстана, который, «находясь между Россией и Китаем, сохраняет также хорошие отношения с США и Евросоюзом». Японский премьер подчеркнул готовность Токио содействовать «огромным усилиям Казахстана в построении демократического государства с рыночной экономикой». Будучи истинно восточным политиком, Дзюнъитиро Коидзуми не позволил себе ни одного слова, которое могло бы быть воспринято как знак озабоченности теми отклонениями от демократических норм во внутренней политике, на которые обычно обращают внимание на Западе.
Гораздо важнее для Коидзуми было показать, что Страна восходящего солнца очень заинтересована в Казахстане, поскольку «Япония очень бедна природными ресурсами, а Казахстан, напротив, располагает богатыми ресурсами». Лидер второй в мире страны по экономической мощи, японский премьер никогда, видимо, не забывает, сколь несоразмерна этой мощи территория его родины. Поднявшись вчера с Назарбаевым на пирамиду строящегося в Астане по проекту всемирно известного архитектора лорда Фостера Дворца мира и согласия, Коидзуми вновь и вновь повторял, как впечатлили его «огромные размеры Казахстана, который превышает Японию в семь раз по площади». «Я просто завидую Казахстану, который располагает такими огромными территориями», -- сказал премьер. Нет ничего удивительного, что Нурсултан Назарбаев назвал визит Коидзуми «историческим» и обещал поддержку Японии, добивающейся места постоянного члена Совбеза ООН.
Такую же поддержку японский премьер ожидает получить и в Ташкенте от президента Узбекистана Ислама Каримова. Узбекская часть визита Коидзуми будет отличаться от казахстанской тем, что в ее повестке дня значится, как сообщил представитель МИД Японии Кеисуке Тамура, «обмен мнениями по демократизации в Узбекистане, правительство которого многие обвиняют в подавлении оппозиции и несоблюдении прав человека». Переговоры японского премьера с узбекским президентом можно рассматривать как еще один этап в начавшихся попытках Запада приоткрыть захлопнувшееся после андижанских событий окно диалога с Ташкентом в стремлении приостановить его обозначившееся сближение с Москвой и Пекином.
Аркадий ДУБНОВ