|
|
N°154, 28 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дальний Восток -- крайний Запад
Россия не будет строить армию по американскому образцу
Сегодня в городе Фэйрбэнкс на Аляске вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов встречается с американским коллегой Дональдом Рамсфелдом. Для нас это уже понедельник, для Аляски -- еще воскресение. Так называемая линия перемены дат, принятая для удобства отсчета времени при трансокеанских плаваниях и перелетах, проходит по долготе 180 градусов -- как раз между Чукоткой и Аляской. Пересекая эту условную линию в западном направлении, сутки надо прибавлять, в восточном -- отнимать. Г-н Иванов полетел на восток.
С Дональдом Рамсфелдом у российского министра обороны будет долгий и непростой разговор. Как заявлено, главы военных ведомств намерены обсудить вопросы военного сотрудничества России и США, традиционно -- проблемы международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, ракетных технологий и даже совместной работы в области противоракетной обороны. Хотя после выхода США из договора по ПРО 1972 года и намерения России «покинуть» другой договор -- о ракетах малой и средней дальности -- подобные разговоры кажутся фарсом. Не обойдется (место встречи к тому располагает) без упоминания ядерной программы Северной Кореи.
Будет обсужден также вопрос ввода российских миротворцев в зону ливано-израильского конфликта. Пока в российском военном ведомстве, по словам Сергея Иванова, изучают ситуацию, поскольку еще непонятен статус и мандат миротворческих сил. Действительно неясно, будет это полицейский контингент, силы разъединения или силы сдерживания. Непонятно также, должны россияне послать боевые подразделения или медицинские и инженерные.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов, отвечая за всех сенаторов сразу, заявил априори, что верхняя палата парламента одобрит отправку российского миротворческого контингента, если соответствующее предложение поступит от главы государства. Хотя собственное мнение Сергея Миронова таково, что лучше «без нас там бы обошлось».
Глава российского военного ведомства примет участие в открытии памятника российским и американским летчикам -- участникам программы ленд-лиза, по которой во время второй мировой войны из Фэйрбэнкса на помощь Советскому Союзу взлетело около 8 тыс. «Аэрокобр» и других американских самолетов. 2 сентября на Аляске отныне будет считаться Днем ленд-лиза.
В близком окружении Сергея Иванова говорят, что при встрече с г-ном Рамсфелдом он вручит тому заколку для галстука в виде автомата Калашникова -- уже вторую. Первую, как пошутил г-н Рамсфелд, он отправил Уго Чавесу, который очень интересуется таким оружием.
Во время предшествовавшего перелету в Америку дальневосточного вояжа Сергею Иванову то и дело приходилось опровергать сведения, появившиеся в СМИ за время его недавнего отпуска. Во-первых, глава военного ведомства положил конец долгим спорам по поводу ликвидации военных округов и замены их по примеру США на оперативные командования. Причиной разговоров на эту тему стал проводящийся ныне эксперимент на базе одного из военных округов. По его предварительным результатам руководство Минобороны решило создать в перспективе региональные командования «Запад», «Восток» и «Юг», которые изменят систему управление войсками, но и округа при этом сохранить. Видимо, сказалась ориентация на советский опыт -- тогда существовали стратегические направления, которыми руководили маршалы. Военным округам это не мешало.
Не получал Сергей Иванов никаких поручений по подготовке новой военной доктрины России, чему одна из газет посвятила целую страницу за подписью генерала -- доктора наук и профессора. «Собачьей чушью» назвал г-н Иванов сведения о том, что он выдвигает свою кандидатуру на пост президента страны от новой объединенной левой партии на базе Партии жизни, «Родины» и Российской партии пенсионеров.
Некоторые сведения Сергей Иванов и подтвердил, и прокомментировал. В частности, что из 2870 военных комиссариатов 405 уже упразднены, в оставшихся идет ротация офицеров в войска, чтобы не засиживались и не впадали в коррупцию. Работы военкоматам поубавится: в связи с увеличением числа контрактников количество рекрутов за один призыв сократилось на 50 тыс. Сократилась и группировка войск в Чечне -- сегодня в этой республике меньше 20 тыс. военнослужащих. От Минобороны остались лишь 42-я мотострелковая дивизия на постоянной основе и части спецназа Главного разведывательного управления Генштаба. Именно для ГРУ в рамках Государственной программы вооружений (ГПВ), рассчитанной до 2015 года, будет закуплено полтора десятка вертолетов Ка-50, больше известных как «Черная акула». Сегодня на вооружении пока только тройка таких машин.
«Ка-50 -- машина хорошая, но очень дорогая», -- еще недавно говорил Сергей Иванов. Видимо, закупить дорогую машину позволит значительно возросшая сумма государственного оборонного заказа -- 302 млрд руб. в этом году по сравнению с 237 млрд в прошлом. Кстати, госпрограмма вооружений предусматривает ввод в строй кораблей нового поколения классов фрегат-корвет, а также атомных многоцелевых подлодок. Так и будет, подтвердил вице-премьер во время дальневосточной поездки. А вот другая программа -- реформирования системы военного образования -- предусматривает для военных не плюс, а минус: сокращение около двух десятков военных вузов. «Иначе, -- сказал министр обороны, -- огромные бюджетные средства будем тратить нецелесообразно».
Николай ПОРОСКОВ