|
|
N°153, 25 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налет на демократию
Евросоюз готовится допустить спецслужбы к личной информации авиапассажиров
В борьбе за безопасность западный мир все более явно поступается базовыми демократическими принципами. Вслед за США руководство Евросоюза перед лицом резкого роста угрозы терроризма пытается применять меры, которые еще совсем недавно считались здесь несовместимыми ни с правовыми нормами, ни с общечеловеческими ценностями. Из бюро еврокомиссара по вопросам юстиции и безопасности Франко Фраттини поступил отчетливый сигнал о намерении Брюсселя всерьез рассмотреть возможность введения системы сбора и передачи подробных личных данных об авиапассажирах, совершающих полеты в Европу или в обратном направлении.
Для создания такой системы в ведомстве г-н Фраттини целесообразным считают изучение опыта США. С конкретными предложениями еврокомиссар предполагает выступить уже предстоящей осенью. Однако вчера его пресс-секретарь подтвердил, что соответствующие переговоры как на уровне министров внутренних дел стран Евросоюза, так и с ведомствами, осуществляющими надзор за использованием личных данных граждан, уже ведутся.
Согласно планам Франко Фраттини, в будущем должны накапливаться и анализироваться личные данные авиапассажиров на всех международных рейсах во всех аэропортах ЕС. Исключением не станут и пассажиры-транзитники, осуществляющие пересадку с одного самолета на другой. Но и это не все. «Если окажется целесообразным, то эту практику мы сможем распространить и на внутриевропейские полеты», -- пояснил представитель еврокомиссара. Правда, при этом г-н Фраттини все-таки пообещал не собирать, как он выразился, «чувствительных сведений» о гражданах.
Таким образом, вполне реальным может оказаться очередной шаг европейцев к ужесточению системы скрытого наблюдения за гражданами. Однако пресс-секретарь еврокомиссара подчеркивает: «Господин Фраттини позаботится, кроме того, о создании надежной правовой основы для своих предложений».
Франко Фраттини предлагает ввести внутри Европы практику контроля личных данных пассажиров, которая до начала октября существует при полетах из стран ЕС в США. Американские власти требуют передачи им не позднее 15 минут до вылета воздушного судна данных, включающих десятки позиций -- номера телефонов пассажиров, их кредитных карточек, адреса последнего места жительства и т.п. Договор об этом был подписан с американцами еще в 2004 году, и авиакомпании вынуждены следовать этим требованиям из-за океана. В противном случае власти США без разговоров отзовут необходимые лицензии на посадки их самолетов в американских аэропортах.
Как оказалось, этот договор о передаче личных данных пассажиров самолетов европейских авиакомпаний как раз и не имел той самой «надежной правовой основы». В конце мая нынешнего года подобную практику, как, впрочем, и сам договор с американцами, незаконной признала Европейская судебная палата. К октябрю договор будет расторгнут. Но, как теперь стало известно, вместо него будет действовать новое -- модифицированное -- соглашение с американцами. В требованиях США предоставлять сведения в рамках так называемого PNR -- Passenger Name Records -- не изменилось ровным счетом ничего. Только теперь почти такой же набор личных данных авиапассажиров, если планам еврокомиссара Франко Фраттини суждено стать реальностью, возможно, будет фиксироваться и властями стран ЕС.
«В настоящее время данные в рамках информаций PNR направляются американской стороне из Европы по 34--36 позициям, -- сказал «Времени новостей» генеральный секретарь Совета представителей авиакомпаний в Германии (BARIG) Мартин Гебгес. (Эта организация cо штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне представляет и поддерживает интересы свыше 100 пассажирских и грузовых авиалиний, осуществляющих коммерческую деятельность в Германии; в нее входит и российский "Аэрофлот" -- Ред.). -- Правовая база для этого отсутствует, и никакого нового развития в этом направлении пока не видно. Это не может не вызывать у нас, авиаперевозчиков, определенной тревоги. Ведь никому из нас не известно, кому направляется такой внушительный набор сведений о наших пассажирах, где и как долго он хранится в памяти компьютеров. Мы не знаем также, какие инстанции в США располагают к нему доступом и с какими целями».
И это лишь один аспект скрытой слежки за пассажирами, вызывающий тревогу у г-на Гебгеса. Существует и еще одно существенное обстоятельство: рост стоимости перевозки каждого пассажира. «Длительное время дискутируется вопрос о том, кто должен нести расходы в связи с усложнением и ужесточением системы охвата личных данных пассажиров, -- отметил собеседник газеты. -- Ведь в связи с этим в среднем время на регистрацию каждого пассажира увеличивается на две-три минуты. Перед пассажирами, явно недовольными таким сервисом, мы чувствуем себя достаточно неуютно». Глава BARIG убежден, что при всей внешней «зрелищности» подобных мер они в целом не решают проблемы угрозы терроризма. «Стопроцентной безопасности в нашем деле быть не может, иначе пришлось бы все самолеты оставить на земле, -- говорит г-н Гебгес. -- А начинать борьбу с терроризмом надо на земле, а не тогда, когда бандиты уже в воздухе».
С этим трудно не согласиться. Пока же террористам удалось настолько "затерроризировать" цивилизованный мир, что в борьбе с этим злом он готов отойти от базового постулата демократии -- неприкосновенности и конфиденциальности частной жизни.
Юрий ШПАКОВ, Берлин