|
|
N°152, 24 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Большие призы" без Вильнева
В августе Королевские гонки потеряли канадского пилота
Короткие летние каникулы в «Формуле-1» подошли к концу, и пилотам на Гран-при Турции в ближайший уикенд вновь предстоит включиться в ожесточенную борьбу за места и очки, а также за лучшие условия личных контрактов на следующий сезон. Одни больше сосредоточены на достижении спортивных результатов, других больше заботит собственное будущее, и понять их можно. Вылетев из обоймы призовых пилотов, вернуться обратно ой как непросто. Поэтому и держатся гонщики за свои места железной хваткой, и поют в унисон песни, слова для которых пишут, как под копирку, в пиар-отделах конюшен, не смея высказывать собственное мнение.
Давно прошли времена смельчаков и острословов, которые не боялись критиковать собственное руководство или партнеров по команде, таких, как Эдди Ирвайн, Ален Прост, Найджел Мэнселл... Вот и еще один любитель рубить с плеча правду-матку отныне стал персоной нон грата Королевских гонок. Речь, конечно, о Жаке Вильневе, чья неоднозначная карьера в «Формуле-1» скорее всего подошла к печальному, но логическому концу.
Его дебют в «Ф-1» был обставлен торжественно: сын одного из самых популярных гонщиков прошлого Жиля Вильнева вызывал немалый интерес и среди специалистов, и среди болельщиков. Жак к этому времени уже успел сделать себе имя в США, став чемпионом серии САRТ и победив в знаменитой гонке «500 миль Индианаполиса». В 1996 году Фрэнк Уильямс собрал у себя сразу двух отпрысков известных автоспортивных фамилий: кроме Жака за английскую команду выступал еще и сын двукратного чемпиона мира Грэма Хилла Дэймон. В своем первом сезоне канадец занял второе место в личном зачете, уступив своему более опытному товарищу по команде. В том году перешедший в «Феррари» Михаэль Шумахер не смог оказать дуэту из «Уильямса» достойного сопротивления, но уже на следующий год именно немец стал главным соперником Вильнева в борьбе за чемпионский титул -- Хилла после нескольких лет верной службы «списали» из «Уильямса», расчищая дорогу молодежи.
Эта битва за титул, развязанная Вильневым и Шумахером, навсегда войдет в историю как одна из самых скандальных страниц «Формулы-1». Судьба чемпионата решалась в последней гонке в испанском Хересе. Шумахеру, опережавшему Вильнева на одно очко, для решения задачи необходимо было финишировать впереди канадца, и две трети дистанции Михаэль успешно противостоял настойчивым атакам Жака. Но в конце концов более быстрый «Уильямс» начал обгонять «Феррари». И Шумахер попытался остановить чемпионский прорыв Вильнева так же, как в 1994 году он остановил Дэймона Хилла, вытолкнув машину соперника с трассы. Но на этот раз Шуми просчитался. Его «Феррари» от удара получила серьезные повреждения и продолжить гонку не смогла, а «Уильямс» Вильнева, хотя и покалеченный, довез канадца до победного финиша. А Шумахер к тому же был дисквалифицирован, лишен всех очков, набранных в том году, и еще больше подмочил свою и без того небезупречную репутацию. Именно с тех пор нет для Жака соперника принципиальнее Шумахера. Канадец до сих пор не устает обвинять Шуми во всех смертных грехах. И даже в последних интервью, посвященных его расставанию с «Ф-1», он не преминул помянуть своего заклятого врага недобрым словом. И не одним.
После этого триумфального сезона Вильнев не прибавил к своим 11 победам больше ни одной удачной гонки. Он все больше жаловался на слабые машины, не забывая зарабатывать неслабые деньги. Застолбив место в команде БАР своего друга Крейга Поллака, он занимал второе после Шумахера место в зарплатной ведомости «Формулы-1». Но его результаты все больше разнились с финансовыми запросами, что и привело к закономерному итогу: больше ни одна команда не хотела связываться с капризной звездой. По старой дружбе Жаку удалось пристроиться в «Заубере», но с продажей команды концерну BMW экс-чемпиону мира стало неуютно и здесь. Он притих, перестал валить все свои неудачи лишь на технику, но новые хозяева уже не видели перспектив в дальнейшем сотрудничестве с ветераном.
А вот Шумахеру сейчас не до старых обид отправленного на покой гонщика. Ведь его карьера в отличие от некоторых продолжается. И даже как будто пошла на новый виток после некоторого периода застоя. Во всяком случае после Гран-при Венгрии разговоры об уходе Красного барона из Королевских гонок заметно поутихли. Семикратному чемпиону опять начало фартить, чего не случалось с ним давно. Пусть по мелочам, как в случае с неожиданным призовым очком в Венгрии, начисленным на счет Шуми. После схода за три круга до финиша немецкий гонщик был доволен уже тем, что попал в официальную классификацию на девятом месте. Но после того как машина Роберта Кубицы, закончившего гонку седьмым, оказалась на два килограмма легче положенного, поляка дисквалифицировали, а Шумахер переместился на одну позицию вверх, попав тем самым в очковую зону. Как тут не вспомнить, что Кубица заменил в «BMW-Заубер» именно Жака Вильнева. Теперь от возглавляющего чемпионскую гонку Фернандо Алонсо Михаэля отделяет десять очков -- цена одной победы.
Действующий чемпион уже почувствовал жаркое дыхание погони. Правда, несмотря на свое южное происхождение, испанец умеет сохранять ледяное спокойствие даже в самые горячие моменты, что он и продемонстрировал в Венгрии. Да, там Нандо не повезло -- он не добрался до финиша из-за механической поломки. Но обогнать 14 машин, среди которых была «Феррари» Михаэля Шумахера, на мокрой трассе -- это ли не признак мастерства? Так что перед решающей схваткой за титул психологического преимущества, являющегося немаловажным фактором в спорте, нет ни у одного из соперников.
Дмитрий СИТНИК