|
|
N°150, 22 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Акт максимального неуважения"
Очередной суд над капитаном Ульманом снова затягивается
Вчера после длительного перерыва в Северо-Кавказском окружном военном суде возобновился процесс по делу капитана Ульмана. Эдуарда Ульмана и его сослуживцев, обвиняемых в расстреле шестерых мирных чеченцев, дважды оправдывали, отдельные аспекты этого процесса рассматривал Конституционный суд, а само дело будет слушаться уже четвертым составом судей. Однако конца судебным разбирательствам все не видно.
Вчера председательствующий на процессе Валерий Петухов объявил в слушаниях очередной перерыв до 3 октября ввиду неявки адвоката одного из обвиняемых -- защитник отправился в ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск. Представители потерпевших гневно называли заявленную уважительную причину «актом максимального неуважения».
В январе 2002 года 12 бойцов разведгруппы капитана Ульмана участвовали в спецоперации по поимке на территории Чеченской Республики полевого командира Хаттаба. Получив приказ блокировать дорогу Шатой--Дай, спецназовцы ГРУ залегли в засаду. Правда, как считает следствие, расположились они слишком далеко от дороги, из-за чего своевременно не смогли обнаружить проезжавший мимо «уазик» с шестью пассажирами. Боясь упустить машину с неизвестными, разведчики открыли по "уазику" огонь и случайно убили находившегося в ней директора местной школы. Впрочем, сами спецназовцы утверждают, что капитан Ульман открыл огонь на поражение по "уазику" только после безуспешных попыток остановить автомобиль и двух предупредительных выстрелов в воздух по курсу движения машины. Потом, правда, даже убедившись в том, что в автомобиле находились мирные граждане, разведчики добили оставшихся в живых и подожгли автомобиль, зачищая место преступления.
При этом спецназовцы ГРУ заявляют, что получили соответствующий приказ по рации от старшего командира -- майора Алексея Перелевского. Сам майор утверждает, что он просто пересказал разведчикам распоряжение руководителя спецоперации полковника Плотникова. В свою очередь Плотников, давая показания в Северо-Кавказском суде, категорически опровергал слова Перелевского.
Так или иначе, на данный момент по факту убийства шестерых мирных чеченцев прокуратура предъявила обвинения Эдуарду Ульману, Алексею Перелевскому, прапорщику Владимиру Воеводину и лейтенанту Александру Калаганскому. Дело уже несколько лет рассматривается в Ростове-на-Дону Северо-Кавказским военным судом. При этом дважды коллегия присяжных заседателей оправдывала спецназовцев ГРУ, сочтя, что они в условиях боевых действий всего лишь выполнили приказ. Верховный суд последовательно отменял оправдательные приговоры под различными процессуальными предлогами. Но защитники спецназовцев ГРУ считают, что эти решения принимались под давлением прокуратуры, общественности и руководства Чечни.
Впрочем, теперь процесс продолжится уже без присяжных. По запросу потерпевших, гособвинения и лично президента Чеченской Республики Алу Алханова в апреле 2006 года Конституционный суд (КС) внес ясность, где и кто должен судить военных, совершивших преступления на территории Чечни. Родственники расстрелянных чеченцев настаивали, чтобы суд состоялся в республике с привлечением присяжных заседателей из числа местных жителей. Однако этот судебный институт согласно закону в Чечне начнет действовать лишь с 1 января 2007 года. Поэтому КС постановил пока рассматривать подобные дела профессиональным составом суда, который вчера по идее мог сформировать председательствующий на процессе Валерий Петухов. Однако этого не случилось.
Проходившее вчера в закрытом режиме судебное заседание длилось немногим более часа. Валерий Петухов принял решение отложить предварительные слушания до 3 октября, поскольку адвокат Ольга Маникина, представляющая интересы лейтенанта Алексея Калаганского, отправилась в отпуск. По этой же причине Валерий Петухов не стал рассматривать ходатайства потерпевших, которые, в частности, хотят настоять на ужесточении меры пресечения для подсудимых. Как известно, Эдуард Ульман и его сослуживцы уже несколько лет находятся под подпиской о невыезде и даже продолжают службу, в то время как родственники убитых ими чеченцев хотят, чтобы спецназовцев на период судебного разбирательства заключили под стражу.
Основной адвокат потерпевших Людмила Тихомирова обвинила вчера своих визави в намеренном затягивании процесса, хотя и не смогла толком объяснить, в чем выгода подобного развития событий для подсудимых.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону