|
|
N°150, 22 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сербов судят за Сребреницу
На скамье Гаагского трибунала семеро подсудимых
Вчера в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге возобновились слушания в рамках самого массового процесса в его истории. На скамье подсудимых семь бывших руководителей армии и полиции боснийских сербов, обвиняемых в убийстве 8 тыс. боснийских мусульман города Сребреница летом 1995 года. Среди них глава службы безопасности в генштабе армии боснийских сербов Любиша Беара и командующий воинской бригады, штурмовавшей город, Винко Пандуревич.
Во время этногражданской войны в Боснии и Герцеговине (БиГ) 1992--1995 годов район Сребреницы был объявлен Совбезом ООН одной из шести «зон безопасности». В июле 1995 года войска боснийских сербов в результате кровопролитных боев овладели Сребреницей. Они обосновали операцию тем, что боснийские мусульмане под прикрытием ООН якобы создали в анклаве опорную базу, снабжавшуюся по воздуху оружием и боеприпасами.
После окончания войны власти БиГ обвинили боснийских сербов во главе с генералом Ратко Младичем и Радованом Караджичем в массовом убийстве мужского населения Сребреницы. Вчера главный прокурор МТБЮ Карла Дель Понте назвала происшедшее в июле 1995 года «заключительной стадией всеобъемлющего преступного плана по лишению Сребреницы мусульманского населения». Она посетовала, что Младич и Караджич по-прежнему на свободе.
«Сребреница остается одной из самых загадочных страниц боснийской войны», -- считает директор Института славяноведения РАН доктор исторических наук Константин Никифоров. В беседе с «Временем новостей» он подчеркнул, что «Гаагский трибунал действует очень однобоко, обвиняя сербов и одновременно выпуская того, кто фактически спровоцировал события июля 1995 года». Речь идет о командующем силами боснийских мусульман в районе Сребреницы Насере Ориче, которого сербская сторона обвиняет в убийстве более 3 тыс. мирных сербов в 1992--1993 годах. 30 июня этого года Орича приговорили к двум годам лишения свободы и сразу же отпустили с зачетом срока содержания в камере предварительного заключения.
По словам Константина Никифорова, Запад «сделал из Сребреницы общемировой символ сербского злодейства, хотя в этой проблеме все еще много темного». По-прежнему реально не подтверждено число погибших -- 8 тыс. «В ходе всех эксгумаций удалось обнаружить и идентифицировать лишь около тысячи тел», -- напоминает собеседник «ВН». При этом игнорируется тот факт, что мусульмане в 1994--1995 годах превратили «зоны безопасности» ООН в прикрытие для своих военных операций. «Все происходило по одной схеме: мусульмане нападали на сербов с территории «зон безопасности», а когда сербы отвечали, убегали обратно в эти анклавы. После этого авиация НАТО начинала бомбить сербские позиции под предлогом обеспечения выполнения решений ООН», -- отмечает г-н Никифоров.
Уничтожение мусульман Сребреницы было невыгодно боснийским сербам, поскольку война заканчивалась, а их лидеры уже участвовали в переговорном процессе с Западом. «Это могла быть месть мусульманам со стороны жителей окрестных сербских деревень, которых терроризировали в предыдущие годы отряды Насера Орича. Однако эта версия не объясняет масштабы происшедшего. Несомненно одно -- случившееся в Сребренице было выгодно тем силам, которые хотели политически похоронить Караджича и Младича и интересы которых ныне обслуживает Гаагский трибунал», -- считает собеседник «ВН».
Петр ИСКЕНДЕРОВ