|
|
N°150, 22 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Управляемость без потерь
Завершено расследование июльской аварии Як-130
Подписан заключительный акт расследования аварии учебно-боевого самолета Як-130 (борт «03»), выполнявшего 26 июля очередной испытательный полет и разбившегося в Рязанской области. Государственная комиссия пришла к выводу, что причиной авиационного происшествия стали не конструкторские или производственные дефекты, а потеря управляемости из-за нештатной работы комплексной системы управления КСУ-130.
Як-130, разработанный в ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», взлетел с аэродрома ЛИИ им. Громова в городе Жуковский Московской области. На высоте около 10 тыс. метров летчики доложили о технических проблемах и по команде с земли катапультировались с высоты 2 тыс. метров. Оба пилота -- летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Кононенко и ведущий летчик-испытатель Государственного летно-испытательного центра ВВС имени Чкалова полковник Сергей Щербина -- могут продолжать полеты без ограничений по здоровью. На земле жертв и разрушений нет. Специалисты отмечают трагическую статистику: в эти же сутки в мире упало четыре самолета и один вертолет.
«Главное, обошлось без жертв, -- говорит Олег Демченко, президент ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», куда структурно входит ОКБ им. А.С. Яковлева. -- Подтвердилась надежность средств спасения. Ведь случай уникальный -- катапультирование произошло, когда самолет летел в перевернутом виде». Наиболее вероятной причиной нештатной работы, считает Олег Демченко, явилось нарушение цепи питания, отчего не подключились исправные резервные каналы управления рулевыми приводами. По теории вероятности, произошел один случай из миллиона -- на этом самолете четырехкратное резервирование системы управления. Борт полностью цифровой, нет привычной ручки управления, нет механики. С этой КСУ было выполнено около ста полетов, и в акте, подписанном военными, замечаний нет. В испытательных полетах имитировались отказы трех каналов управления -- было все благополучно. Даже сегодня сказать однозначно, почему произошел сбой питания, нельзя. До 25 августа будет подписана программа проведения «отказных» случаев, после чего пойдут испытания КСУ-130. Все эти системы доработаны.
Государственные испытания Як-130 продолжаются. Самолеты под номерами «01» и «02» проходят цикл наземных испытаний. Вместо выбывшего из строя самолета будет построен точно такой же новый. Деньги на это предоставит Русский страховой центр (РСЦ), в котором погибшая машина была застрахована. И в мае-июне следующего года машина будет подключена к испытаниям, в основном на боевое применение.
«Иркут» уже подписал контракт на поставку 12 самолетов для российского Министерства обороны, всего же для военных запланировано изготовить 60 машин. Такая цифра записана в Государственной программе вооружений (ГПВ). В целом потребность внутреннего рынка оценивается в 200 машин. Первые четыре самолета будут поставлены военным уже в следующем году. Контракт на поставку 16 самолетов подписан с Алжиром, начало его исполнения -- 2008 год. Большой интерес к Як-130 проявляют многие страны, в том числе Венесуэла, Сирия, Ливия, Гана, Белоруссия. Все контрактные обязательства корпорация выполнит, уверен Олег Демченко. Учитывая загрузки нижегородского завода «Сокол» микояновской тематикой, решено производить экспортный вариант Як-130 в Иркутске. На подготовку производства здесь нужно порядка 38 млн долл. Оно будет самым современным в России в области строительства военной авиации. Ремонтно-эксплуатационное производство фирмы съезжает с Ленинградского проспекта в столице в город Жуковский.
Внимание в связи с аварией Як-130 к «Иркуту» повышено еще и потому, что корпорация планируется как одна из главных составляющих создающейся в России по указу президента Единой авиастроительной корпорации (ЕАК). Олег Демченко заверил, что авария никак не сказалась на других планах. Подписан контракт на 25 самолетов в 2006 году для Индии. Пять машин уже поставлены, в течение ближайших четырех месяцев будут переданы еще 20. К старому контракту 1999 года Индии планируется поставить дополнительно 18 Су-30МКИ. Заказ 2007 года -- также 25 самолетов в Малайзию, Индию и Алжир. В 2008--2009 годах загрузка по самолетам марки «Су» не спадет. Сегодня завод в Иркутске работает шесть дней в неделю, оставляя воскресенье на профилактику оборудования.
Еще один продукт «Иркута» -- самолет Бе-200 -- отлетал в Португалии в лизинге уже 105 часов, только что подписан контракт на продление лизинга на 40 часов. Российский самолет помог португальцам при тушении пожаров. С большой долей уверенности можно сказать, что португальская сторона к концу года решит закупать четыре Бе-200 или взять их в лизинг. Это будет первый такой самолет, проданный иностранной компании.
Корпорация «Иркут» вместе с фирмой «Ильюшин» и индийской корпорацией HAL работает над транспортным самолетом МТА. Это будет, как планируется, универсальный грузовой самолет на базе Ил-214. Из собственных средств «Иркут» выделил 4 млн долл. До конца года планируется подписание межправительственного соглашения с Индией. Цена проекта 600--700 млн долл. -- пополам с индийской стороной. Этот самолет также прописан в Государственной программе вооружений до 2015 года, предварительная заявка военного ведомства Индии -- 45 самолетов, Министерства обороны России -- до 100 самолетов.
О ближне- и среднемагистральном самолете МС-21, на разработку которого несколько лет назад замахнулся «Иркут», ходили разные слухи: то ли будут его делать, то ли нет. Олег Демченко развеял сомнения: есть государственный заказ, на научно-технический задел выделено порядка миллиарда рублей. Деньги распределены между несколькими НИИ и КБ им. Яковлева. В этом году ожидаются аванпроект и бизнес-план, после чего правительство должно принять решение. Речь в данном случае идет не только о конкретном самолете, но и о целой отрасли, которая в смутное для оборонки время была практически упущена, -- о производстве композитных материалов. Производство композитных материалов, по сути, национальная программа -- без них в принципе невозможно сделать современный самолет.
До конца года «Иркут» намерен подготовить необходимые доказательные документы, чтобы правительство приняло решение о дальнейшем проектировании МС-21. Возможно, он будет создаваться совместно с европейским концерном ЕАДС. Порядка 40 млн долл. в прошлом году «Иркут» вложил в производство гальваники, сегодня она делается по европейским нормам, получен сертификат Airbus. Еще одно важное направление работы «Иркута» -- компонентный бизнес. За два года, что «Иркут» работает с Airbus, поднялся уровень российских инженеров и рабочих, они поняли, где отставали. Многие инженеры иркутского завода прошли стажировку в Германии и Франции.
Беспилотная авиация хотя и не делает погоды в «Иркуте», однако за ней будущее. Программой беспилотников заинтересовались иностранные компании. Руководство «Иркута» надеется, что российское Министерство обороны выработает окончательную концепцию беспилотников -- пока есть только строчка в Госпрограмме вооружений. Благо МЧС, которое жизнь заставляет работать над беспилотными летательными аппаратами, солидарно с «Иркутом». По заказу МЧС ведутся опытно-конструкторские работы, это ведомство сделало заявку на два таких аппарата.
Николай ПОРОСКОВ