|
|
N°149, 21 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гостей не соберешь
«Он, я и его друзья» на московских экранах
Фильм братьев Энтони и Джо Руссо довольно быстро заставляет вспомнить, что слово «дружба» можно трактовать по-разному. Это не только «взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их» -- когда речь заходит о Рэнди Дюпри и его «взаимных привязанностях» поневоле вспомнишь, что этим замечательным словом называли в свое время и плавленый сырок, и бензопилу. Дюпри (Оуэн Уилсон) -- лучший друг Карла Петерсена (Мэтт Диллон) и шафер на недавно случившейся свадьбе Карла и Молли (Кейт Хадсон). Сразу после свадьбы молодые отправились в путешествие, а вернувшись в родные пенаты, обнаружили, что шафер тем временем умудрился потерять абсолютно все -- работу, машину, крышу над головой -- и в его распоряжении остался лишь нехитрый личный скарб да чучельная башка лося, с которой он и приходит в дом своих друзей. И обосновывается в семейном гнездышке всерьез и надолго. Переписывает на себя автоответчик, водит в дом сомнительного вида подруг, разбрасывает грязные носки где ни попадя и вообще ведет себя довольно отвратительно и нагло, не только по отношению к самозахваченной жилплощади, но и собственно к Петерсенам, которых не устает называть своими друзьями. Несложно, впрочем, догадаться, что когда лимит бытового хамства будет окончательно исчерпан, а семья хозяев окажется под угрозой окончательного и бесповоротного краха, в Дюпри проснутся все лучшие чувства, и он действительно окажется прекрасным товарищем.
С какой-то совсем уж элементарной моралью фильма можно было бы при желании смириться: в подобных лентах все почти всегда ясно с самого начала (хотя есть примеры гораздо более занимательного подхода к делу -- как, например, неожиданно и эффектно выглядел в свое время финал советского комедийного фильма «Опекун», в котором главные герои на всех парах катились к перевоспитанию, а персонаж Георгия Вицина уже под самые титры вдруг решил не идти со всеми вместе к новой честной жизни и скрылся в неизвестности). Но и бог бы с ним, с сюжетом, если бы хрестоматийная, памятная еще по карикатурам Херлуфа Бидструпа ситуация с назойливым гостем была расцвечена по-настоящему забавными гэгами. К сожалению, юмор здесь не идет дальше ночного визита Дюпри в уборную при спальне молодоженов после доброй порции острых куриных крылышек или спаленного в деструктивном кураже дивана. Кажется, что любой зритель, которому хоть раз приходилось принимать у себя неустроенных приятелей (или самому проживать у друзей), могут вспомнить гораздо больше оригинальных, смешных и вполне реальных историй совместного проживания. Здесь же кажется, что братья-режиссеры просто автоматически нафаршировали свой фильм сомнительным юмором, чтобы его уж точно приняли за комедию. Каковой он, в сущности, не совсем является. Это скорее психологическая мелодрама, вполне поучительная и временами скучноватая. И даже отменный актерский состав (кроме перечисленных первосортных лицедеев, на которых почти всегда как минимум приятно смотреть, задействован еще и Майкл Дуглас в роли отца Молли и начальника Карла) не сильно помогает делу. В сущности, кроме исходной ситуации тут вообще ничего толком не придумано. И в первую очередь сам Дюпри, на которого была вся надежда. Обычно персонажи такого рода (вспоминается, например, Билл Мюррей в роскошной комедии «А как же Боб?») не столько герои как таковые, но скорее некоторые индикаторы, лакмусовая бумажка, на которой проверяются остальные персонажи, -- они как бы смотрят на себя со стороны, открывают на примере незадачливых гостей неразвитые доселе черты характера и вообще меняются. Здесь же ничего подобного нет. Просто на некоторое время в дом проник невоспитанный и шумный балбес, испортил пару недель жизни, а потом исправился. Всем спасибо, все свободны.
ПОДПИСЬ: Рэнди Дюпри (Оуэн Уилсон) прибыл на побывку в семью Петерсенов. Лучше бы к ним пришел один только лось
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ