|
|
N°147, 17 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чужие здесь больше не ходят
Японских браконьеров остановила только пуля
Российские пограничники позавчера обстреляли японских браконьеров, что вызвало дипломатический скандал между Москвой и Токио. 15 августа в районе южных Курил в территориальных водах России в 5.45 по местному времени было замечено неопознанное судно. К нему на быстроходной резиновой лодке отправился патруль, состоящий из двух офицеров пограничной службы. Однако, как позже заявил наш МИД, на требование остановиться для досмотра судно не отвечало, пыталось скрыться, протаранить резиновую лодку, а также сбрасывало за борт крабов, осьминогов и крабовые ловушки. Такую практику уничтожения улик используют застигнутые браконьеры.
Однако неуступчивые пограничники выполняли свой долг до конца: когда многократные призывы остановиться, высказанные по-русски и по-английски, не возымели действия, были произведены предупредительные выстрелы из пулемета. Пока офицеры стреляли по курсу судна, его капитан на это внимания не обращал. Сдались нарушители границы лишь после выстрелов поверх преследуемого корабля. Но когда пограничники поднялись на борт, там кроме остатков морепродуктов и 25 крабовых ловушек обнаружился смертельно раненный моряк. Документов же на морской промысел на судне, напротив, не было. Равно как не было и документов еще у четверых членов экипажа, которые, к счастью, были целы и невредимы.
Нарушителем оказалась приписанная к японскому порту Немуро шхуна "Кисин-Мару 31", которую уже дважды -- в 1988 и 1994 году -- уличали в браконьерском промысле. Скончавшегося раненого рыбака звали Мицудзиро Морита, ему было 35 лет. Шхуну вместе с экипажем после инцидента немедленно перевели в ближайший порт Южнокурильска. Несмотря на то что пограничники, уступая противнику как в численности личного состава, так и в водоизмещении плавсредства, все-таки выполнили свои служебные обязанности, им грозит разбирательство с неоднозначным исходом. Военная прокуратура Сахалинского гарнизона уже начала расследование правомерности применения оружия, равно как и изучение обстоятельств незаконного пересечения госграницы капитаном "Кисин-Мару 31".
Японская сторона, естественно, протестует: глава МИДа этой страны Таро Асо лично встретился с советником-посланником российского посольства Михаилом Галузиным и потребовал извинений, возвращения шхуны с экипажем и наказания виновных. Таковыми в Токио считают наших пограничников. К чести наших дипломатов японцам сразу жестко и однозначно заявили, что именно их судно вторглось в чужие воды. Галузин потребовал, чтобы такого впредь не повторялось. А МИД России заявил вчера, что «неоднократные призывы к Токио решить вопрос с японскими браконьерами в российских территориальных водах не были услышаны», а вся ответственность за происшедшее лежит на японской стороне. В Сахалинском управлении береговой охраны ФСБ России отметили, что попадание в судно, из-за которого был ранен рыбак, произошло из-за волнения моря и маневрирования обоих кораблей.
Владимир ДЗАГУТО