Время новостей
     N°146, 16 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2006
По три в одни руки
Жителям Южной Осетии дадут еще по паспорту
Непризнанная республика Южная Осетия во вторник приступила к выдаче собственных паспортов. Первая книжечка красного цвета с национальным гербом и надписями на осетинском и русском языках была торжественно вручена в Цхинвали президенту республики Эдуарду Кокойты. Вслед за ним паспорта получат «все, кто считает себя гражданином Южной Осетии», сказано в официальном сообщении южноосетинского комитета по печати и информации.

По словам г-на Кокойты, начало выдачи собственных паспортов означает, что республика «сделала еще один шаг к независимости». «Следующим шагом будет референдум, где населению нашей республики предстоит подтвердить итоги референдума 1992 года, -- сказал президент. -- Мы стремимся к независимости и идем к своей цели мирным путем». Кроме того, судя по словам вице-премьера Южной Осетии Бориса Чочиева, выдача собственных паспортов должна упростить внутренний документооборот.

Напомним, в 1992 году самопровозглашенная автономная республика Южная Осетия после вооруженного конфликта с Тбилиси всенародным голосованием объявила о своем выходе из состава Грузии, в которой она до 1990 года довольствовалась статусом автономной области. Результат референдума, однако, не был признан международным сообществом, которое усмотрело в нем попытку неправомерного нарушения территориальной целостности Грузии. С тех пор Южная Осетия остается самоуправляющимся анклавом, граница которого с остальной Грузией контролируется миротворцами, введенными в зону конфликта по соглашению между Россией и Грузией, подписанному также представителями российской республики Северная Осетия и самой непризнанной автономии.

Характерно, что в последние годы -- в особенности после эскалации грузино-южноосетинского противостояния летом 2004 года -- власти Южной Осетии говорили не столько о независимости, сколько о вхождении в состав России. Южноосетинские власти несколько раз сообщали даже о готовности обратиться в российский Конституционный суд с тем, чтобы тот признал историческую принадлежность Осетии к России, а не к Грузии. Осетинские руководители всячески подчеркивали, что свыше 90% населения Южной Осетии приняло российское гражданство. Последнее обстоятельство вызывало крайнее недовольство грузинской стороны. В Тбилиси неоднократно указывали, что массовая выдача российских паспортов в Южной Осетии (там, как и в Абхазии, выдавались российские загранпаспорта. -- Ред.) теоретически сравнима с попыткой Грузии или любой другой страны выдать свои паспорта жителям Чечни в годы ее фактической независимости от России.

И российские, и южноосетинские чиновники в последние месяцы не стеснялись говорить о том, что в случае дальнейшей эскалации грузино-южноосетинского конфликта Российская Федерация будет защищать своих граждан всеми имеющимися средствами. Выдача российских загранпаспортов в Южной Осетии носила не только политический, но и утилитарный характер. Кроме российских загранпаспортов, выданных им в начале 2000-х годов, жители республики располагают лишь старыми паспортами СССР со специальными южноосетинскими вкладышами, действие которых почти повсеместно признано истекшим. С российским загранпаспортом, по признанию самих жителей Южной Осетии, трудно получить работу в России, но можно передвигаться по стране и за ее пределами. Некоторые южные осетины оформили себе общегражданские российские паспорта. Но для этого им, естественно, пришлось сменить прописку.

Очевидно, паспортизация готовилась заблаговременно. Подготовка и выдача нескольких десятков тысяч документов с несколькими степенями защиты -- крупное и дорогостоящее мероприятие, а южноосетинские службы рапортуют о готовности полностью провести его в весьма сжатые сроки. При этом сначала паспорта получат сотрудники правоохранительных органов, а потом все желающие, включая лиц, покинувших Южную Осетию в годы вооруженного противостояния.

Между тем комментарии представителей южноосетинских властей могут быть расценены как некоторая смена политического контекста. «Помимо практической пользы есть вещи более важные: чувство патриотизма и уважения к родине, да и вообще приятно видеть успехи Южной Осетии в становлении государственности, -- говорит министр иностранных дел непризнанной республики Алан Плиев. И добавляет: -- Это наш посыл мировому сообществу, признающему нас составить с кем-то единое государство».

До сих пор Южной Осетии было более присуще стремление к вхождению в состав России, тогда как о полной государственной независимости последовательно и не без оснований говорит другая непризнанная республика -- Абхазия, как раз вчера отметившая 14-ю годовщину начала конфликта с Грузией. Абхазские власти, кстати, уже несколько месяцев ведут кампанию по выдаче собственных внутренних паспортов -- также при наличии старых союзных и выданных подавляющему большинству населения российских загранпаспортов.

Некоторые грузинские аналитики склонны видеть в повторной, теперь уже «суверенной» паспортизации непризнанных республик признак падения их доверия к России. Но официальные власти Грузии не устраивает ни российская, ни самостоятельная паспортизация этих территорий. Известно, что абхазские власти готовы предоставлять абхазское гражданство всем желающим, в том числе мегрелам, живущим в Гальском районе, в обмен на их отказ от гражданства Грузии. В Южной Осетии этнические грузины составляют, по некоторым оценкам, до трети населения, которое сосредоточено в трех больших анклавах, признающих юрисдикцию Тбилиси. «Население грузинских сел в Цхинвальском регионе не собирается получать паспорта сепаратистских властей», -- заявил вице-губернатор региона Шида-Картли Гела Зозиашвили. По словам г-на Зозиашвили, цхинвальские власти не предупреждали грузинскую сторону о начале паспортизации, но он надеется, что выдача южноосетинских паспортов не будет означать каких-либо «ограничительных мер по отношению к грузинскому населению».

Г-н Зозиашвили входит в состав российско-грузино-осетинской Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта и надеется, что вопрос новых паспортов будет обсуждаться на заседании СКК в Москве, намеченном на нынешнюю неделю.

Иван СУХОВ