|
|
N°145, 15 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЦРУ выращивало «бамбук и сосну»
Америка использовала японских военных для борьбы с СССР
Рассекреченные на днях архивы ЦРУ подтвердили, что американские военные в конце 40-х -- начале 50-х годов привлекали офицеров бывшей императорской армии Японии для участия в шпионских операциях в СССР и Корее в целях "противостояния коммунистическому влиянию". США не побрезговали тем, что японские офицеры еще недавно были их врагами, а во второй мировой войне Япония была союзником фашистских Германии и Италии.
В документах описано создание оккупационными силами США разведывательной структуры во главе с генерал-лейтенантом Торасиро Кавабэ, ранее занимавшим пост заместителя начальника генерального штаба японской армии.
Из документов следует, что структура была создана в 1948 году по предложению бригадного генерала Чарльза Уиллоуби, возглавлявшего разведотдел G-2 штаба оккупационных сил. В ее руководство вошли бывший генерал Садаму Симомура, занимавший на момент окончания войны пост военного министра, и бывший генерал-лейтенант Эйити Тацуми (позднее он стал известен как "мозговой центр" премьер-министра Сигэру Йосида), а также генерал Сэйдзо Арисуэ, о судьбе которого справлялся сам император Хирохито.
После консультаций с американскими офицерами из G-2 Кавабэ разработал схему, по которой с сентября 1948 года проводились операции под кодовым названием «такэ--мацу» («бамбук--сосна»). В одном из документов разъясняется, что «сосна» -- это деятельность по выявлению «коммунистических элементов» внутри страны, а «бамбук» -- зарубежный шпионаж.
Если в области внутреннего надзора за левыми элементами у тайной японской полиции "токко" имелся богатый опыт, то в сфере разведдеятельности за границей японцам похвастать было нечем. Их наибольшие успехи ограничивались периодом русско-японской войны 1905--1906 годов, но тогда почти всю шпионскую работу в Маньчжурии и Корее вели местные китайцы и корейцы, видевшие поначалу в Японии «освободительницу» от гнета царской России. Купринский персонаж штабс-капитан Рыбников был абсолютно выдуманным героем; своих Штирлицев Япония так и не вырастила.
По предложению Торасиро Кавабэ северный остров Хоккайдо стал базой для операций против СССР, а южный остров Кюсю и остров Цусима -- для секретных миссий на Корейском полуострове. Генерал Уиллоуби ориентировал группу Кавабэ прежде всего на северное направление, поскольку шпионаж в разоренном войной Китае, где центральное правительство только начинало создавать органы управления, было наладить неизмеримо проще, чем проводить разведку в СССР, да еще в приграничном районе.
Целью было получение информации от японцев, еще остававшихся на Сахалине и южных островах Курильского архипелага, засылка агентов на советскую территорию и перехват радиообменов советских и китайских военных органов. Предполагалось использовать японских рыбаков для слежения за военными кораблями и гражданскими судами СССР. В Японию должны были пойти письменные донесения, спрятанные в часах и авторучках.
Добиться успеха на советском направлении организации Кавабэ не удалось. По указанию Москвы японских военнопленных с Южного Сахалина и Курил быстро отправили в сибирские лагеря, а проживавших там японских гражданских лиц депортировали на родину в течение первых трех послевоенных лет. СССР быстро понял военно-стратегическую важность обладания всем Курильским архипелагом и Сахалином, что превращало Охотское море во "внутреннее советское озеро", и принялся укреплять новообретенные территории, близко к которым посторонние не допускались. До сих пор на Кунашире остаются врытые по периметру острова танковые башни, пушки которых направлены на море на случай высадки вражеского десанта.
Контакты между Кавабэ и G-2 продолжались по крайней мере до декабря 1952 года, когда американцы объявили о прекращении финансирования японской группы и призвали «значительно сократить персонал и объем операций». Согласно документу от 16 января 1953 года, Кавабэ «был оскорблен этим внезапным и односторонним решением», после чего он и его коллеги решили самораспуститься, не принимая американских условий. Как показывают отчеты, ранее группа периодически получала от американской стороны крупные суммы и, судя по всему, привыкла к обеспеченной жизни в условиях послевоенной разрухи.
США действовали в Японии по тому же принципу, что и в Западной Германии, где после войны на деньги ЦРУ была создана разведслужба, руководителем которой стал бывший глава разведки вермахта на Восточном фронте генерал-майор Рейнхардт Гелен. В Японии огромное число лиц, совершивших преступления во время войны, не было привлечено к ответственности, а их опыт использовало руководство оккупационных сил США.
Американцы предоставили полный иммунитет офицерам и ученым-медикам из так называемого «отряда 731», которым руководил генерал-лейтенант медицинской службы Сиро Исии. Это секретное подразделение, основным местом дислокации которого был пригород Харбина в Маньчжурии, проводило в годы войны эксперименты на живых людях для разработок бактериологического оружия. Зверски замучены были тысячи русских, китайцев и корейцев. Американцы освободили Исии и его подчиненных от ответственности в обмен на результаты их работ и готовность сотрудничать.
Исследователь послевоенной истории Японии Томия Ватабэ приводит «Времени новостей» такой характерный пример. Полковник императорской армии Масанобу Цудзи ни дня не провел за решеткой, несмотря на задокументированные случаи патологической жестокости, проявленной им в Сингапуре и на Филиппинах. В одном из случаев после убийства американского военнопленного полковник участвовал в акте каннибализма. Тем не менее он смог перебраться на Тайвань, где его укрыло гоминьдановское правительство, а в середине 1946 года возвратился в Японию, где жил в безопасности четыре года с ведома генерала Уиллоуби. В 1950 году информация о его присутствии в стране просочилась в прессу, после чего он опубликовал три тома воспоминаний, ставших бестселлерами, а в 1952 году был избран членом парламента.
К концу 1949 года около пятисот бывших пилотов японских ВВС были привлечены американскими оккупационными силами для поддержки гоминьдановского режима на Тайване и для того, чтобы помочь Чан Кайши с боем вернуться на континент, но это не удалось. Американские военные, в частности генерал Роберт Айчелбергер, высоко отзывались о боевых качествах японских солдат и офицеров, их дисциплинированности и храбрости. Одно время США намеревались использовать для ведения боевых действий в Корее подразделения японских сил самообороны, укомплектованных офицерами бывшей императорской армии.
Андрей ФЕСЮН, корреспондент РИА Новости в Токио, -- для «Времени новостей»