|
|
N°144, 14 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Елена Исинбаева: Живу ради полета
В Гетеборге убедительной победой российской команды завершился 19-й чемпионат Европы по легкой атлетике. Наши спортсмены с огромным отрывом от ближайших преследователей заняли первое место в медальном зачете. В активе сборной -- 12 золотых, 12 серебряных и 10 бронзовых наград. Это лучший результат за все время выступлений на континентальных первенствах после распада СССР. По сложившейся традиции основной вклад в копилку сборной сделали представительницы слабого пола -- всего 28 призовых мест. Не подвела и наша главная прима Елена Исинбаева. Состязания в секторе для прыжков у женщин стали украшением турнира. Волгоградская спортсменка уверенно победила и в проливной дождь штурмовала свой же мировой рекорд. Высота 5 м 2 см пока не покорилась, но нет никаких сомнений, что этот рубеж не является предельным. Сразу после церемонии награждения с Еленой ИСИНБАЕВОЙ побеседовала специальный корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.
-- Елена, создалось впечатление, что вы с легкостью обыграли соперниц.
-- Это только со стороны так кажется. Нам самом деле из-за погодных условий соревноваться было сложно. Я немного переживала, когда во время соревнований полил дождь. Но потом вертолеты разогнали тучи и все стало нормально. Затем долго пришлось ждать своей первой попытки, из-за чего немного замерзла, мышцы остыли. Надо было второй раз разминаться, тратить на это силы и энергию. А для меня самое тяжелое -- ждать. По-моему, это даже сложнее, чем выступать. Ждать квалификацию, ждать финала. Словом, начало было непростым. Но по ходу соревнований втянулась в нужное русло, и все пошло более-менее удачно.
-- В последние годы вы приучили всех, что берете новые высоты с первой попытки, но на чемпионате случилось две осечки, как вы это объясните?
-- Нет, я только одну высоту не взяла -- 4.70. Что? Еще и 4.80? Я уже и забыла. Да, у меня возникли некоторые проблемы с шестами, потому что я бежала достаточно хорошо, и шесты были мягкими. Когда на первой попытке я сбила планку, то поменяла шест на более жесткий. Наверное, то же самое сделала и потом. Но если честно, не помню. Я нисколько не сомневалась в себе. Чувствовала внутреннюю уверенность. А сбои могут произойти из-за технических ошибок. Шест мягкий, потому что ветер в спину. В другой ситуации, ветер в лицо, и шест нужен жестче. Это надо чувствовать и приноравливаться ко всему.
-- Вместе с вами в секторе для прыжков штурмовала высоты и Моника Пырек из Польши, которой вы проиграли не так давно. Носило ли соперничество с ней принципиальный характер для вас?
-- Нет, я никогда не обращаю внимания на соперниц. Для меня самая главная конкурентка -- это я сама. Я всегда соперничаю сама с собой. А кто в секторе, сколько человек, мне неважно. Если бы была Анна Роговска из Польши, тоже без проблем. Уверяю вас, я не смотрю, как кто прыгает, не знаю даже их результатов за последние восемь лет. Всегда ориентируюсь только на себя.
-- Ваша коллега по сборной Татьяна Полнова завоевала бронзовую медаль, вы поздравили ее?
-- Нет, потому что она ушла из сектора, когда я еще прыгала. Поздравлю, когда приду в раздевалку.
-- А что вы думаете по поводу выступления Светланы Феофановой, которая стала четвертой?
-- Без комментариев.
-- Из-за отсутствия конкуренции не пропадает ли у вас мотивация?
-- А у меня ее уже три года нет. Но результаты растут.
-- Что сказал вам ваш тренер Виталий Петров после соревнований?
-- Поздравил, сказал, что я умничка, молодчик, что в такой тяжелой обстановке смогла хорошо прыгнуть и еще пыталась установить новый рекорд. Обычно спортсмены, соревнуясь в похожих условиях, заканчивают состязаться, опасаясь за свое здоровье, поскольку боятся травм. Но я знаю, что зрители ждут от меня чего-то нового, да и я сама не люблю бросать начатое на полпути.
-- Заказав высоту 5,02, вы чувствовали себя готовой штурмовать новый мировой рекорд или это было сделано ради зрителей?
-- Нет, это не было шоу. Я это сделала для себя самой, потому что на каждом турнире, после того как выигрываю, попытаюсь брать новую высоту. Не могу сказать, что в этот раз все было безнадежно. Хотя шансов побить мировой рекорд было мало из-за сильного дождя. В другой обстановке, кто знает, может быть, и получилось.
-- В этом сезоне можно ждать от вас 19-го рекорда?
-- Да, до конца сезона попытаюсь установить новый мировой рекорд на каком-нибудь турнире при хорошем стечении обстоятельств. А что будет потом, рано планировать. Дай бог этот сезон закончить. На Кубок мира я не поеду, приму участие в финале Гран-при.
-- Чем вы занимались после чемпионата мира в Москве?
-- Отдохнула дома недельку. Наконец-то закончила ремонт своей волгоградской квартиры. Я уже и не верила, что это когда-нибудь произойдет. Правда, еще не совсем. Дверь осталось поставить. Потом поехала в Италию и начала тренироваться. Тренировка -- обед -- сон -- тренировка -- сон и все по-новому. Короче, моя жизнь похожа на «день сурка».
-- Родители приезжают к вам в Италию?
-- Нет необходимости. Мы общаемся по телефону, через Интернет. Родители здоровы, отдыхают, ездят на курорты. Дочери разъехались, делать нечего, можно отдохнуть, вот они и живут в свое удовольствие. Правда, Инна в ноябре уже возвращается домой из Англии. Они с мужем вместе с Московским цирком полгода были там в командировке, делали номер летающих акробатов. Так что в нашей семье, можно сказать, все летают.
-- Вас часто называют «Бубка в юбке». Вы поддерживаете отношения с Сергеем Назаровичем?
-- Сергей сейчас фактически мой консультант, и я нередко обращаюсь к нему за советом во многих жизненных ситуациях, с которыми сталкиваюсь. Не могу сказать, что мы видимся часто, но общаемся по мере необходимости.
-- На чемпионате мира в Москве вы сказали, что ваш новый тренер привнес немало нового в вашу подготовку. Что конкретно?
-- Изменился мой разбег. Это самое основное. Сама позиция в разбеге. Если раньше вы видели мои прыжки, то во время разбега у меня плечи были сильно наклонены вперед, а таз был сзади, что не позволяло мне правильно выносить шест. Сейчас все ровно, осанка прямая. Правильное отталкивание. Хотя некоторые ошибки в технике еще присутствуют.
-- Поскольку сейчас большую часть времени вы проводите за рубежом, как складываются ваши отношения с руководством нашей федерации?
-- Зависима ли я от федерации или нет? Говорю, как есть. С главным тренером Валерием Георгиевичем Куличенко, президентом федерации Валентином Васильевичем Балахничевым у меня прекрасные отношения. Никакого прессинга с их стороны я не чувствую. Все, что они требуют, я четко выполняю. Выступаю в форме сборной России, посещаю сборы, если необходимо. Но у меня свой индивидуальный график.
-- А нет проблем из-за того, что вас тренирует иностранец?
-- Нет, Виталий Афанасьевич давно живет в Италии, но при этом он тесно связан с руководством нашей российской федерации. Знает всех начальников, и проблем нет.
-- Вы продолжаете учиться в Волгоградской академии физкультуры?
-- Учусь на первом курсе магистратуры. Очно. Но по индивидуальному графику.
-- Наша марафонка Ирина Пермитина пожаловалась, что на этом чемпионате за день до старта несколько часов продержали на допинг-контроле. У вас не было похожей ситуации?
-- Нет. Все было нормально. Хотя внесоревновательный допинг-контроль вполне естественен. Но ко мне в этом сезоне вообще никто не приезжал. В Волгограде контролировали даже больше, чем в Италии. Видно, замучились ко мне ездить и решили: ладно, что с ней связываться, чистая она.
-- В Италии, помимо спорта, нашли себе какое-то увлечение, к примеру, вышивание гладью?
-- Я действительно вышиваю гладью. Одно время в нашей сборной была такая мода, чтобы убивать время перед соревнованиями. Сидишь, вышиваешь. Потом гладишь и на стенку. Но я еще ничего до конца не вышила. Книги читаю. Виталий Афанасьевич посоветовал мне книгу Пикуля «Три возраста Окини-сан». Решил в другое русло меня направить, а то до этого читала только про любовь. Очень интересно написано про морской флот. Никогда не думала, что к кораблям можно относиться как к живым. Сейчас уже дочитываю книгу, но чувствую, что буду плакать.
-- В чем вы черпаете резервы, где находите мотивацию для новых побед и выступлений?
-- Я просто прыгаю для себя, для родителей, для людей. Все ждут от меня праздника. Многие так и говорят: приятно смотреть, когда ты выходишь на старт и взлетаешь. Ради этого полета я и живу. И готова прыгать выше и выше.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА