|
|
N°143, 11 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна, приятная во всех отношениях
Герман Греф рассказал о Российской венчурной компании все, кроме ее происхождения
Тайна относительно того, какая именно компания будет преобразована в Российскую венчурную компанию (РВК, акционерное общество со 100-процентным участием государства), до сих пор не открыта. На вчерашнем заседании правительства автор идеи, министр экономического развития и торговли Герман Греф, лишь оговорился, что компания-прародитель прошла серьезный аудит. Этим члены кабинета, вероятно, посвященные в генеалогию, и удовольствовались. Во всяком случае вопросов, не лучше ли было создать столь важную структуру с нуля, не возникло. Правда, представители МЭРТ заранее предупредили, что «создание заняло бы долгое время и не позволило уложиться в требуемые президентом сроки». Дескать, надо было бы сначала делать закон и прочее. На вопрос «Времени новостей», почему не решили проблему быстро посредством президентского указа, высокопоставленный чиновник МЭРТ ответил: «Над этим думали. Прецеденты были». Но, видимо, не додумали ввиду "приятности" уже имеющейся венчурной компании.
Герман Греф остановился только на одном спорном моменте: финансировании. Известно, что РВК в этом году получит в уставной капитал 5 млрд руб., а в следующем -- 10 млрд руб. Деньги выделит инвестфонд. Но в 2008--2009 годах бюджет, как сказал г-н Греф, «рекапитализирует инвестфонд» на эту сумму. «У нас была на эту тему долгая дискуссия с Минфином. Решение согласовано. Это компромисс», -- заявил главный экономист. Главный финансист Алексей Кудрин счел лучшим в этой ситуации промолчать, не вдаваясь в подробности, что там будет в 2008 и 2009 годах.
А еще г-н Греф обещал небывалый пиар РВК: «Чтобы о нашей компании за рубежом узнали. И широко».
Собравшиеся министры счастье главного экономиста по поводу создания Российской венчурной компании вполне разделяли. Мэр Москвы Юрий Лужков почти двадцать минут посвятил рассуждениям, что давно пора -- и больше, и лучше. Министр образования и науки Андрей Фурсенко как-то так незаметно сообщил, что в общем-то венчурные компании для нашего рынка не новость. И что «капитализация отечественных венчурных фондов составляет 4 млрд у.е.» (министры нашли способ обойти вводимый Госдумой запрет на произнесение наименований иностранной валюты чиновниками).
Особо пристрастно задавал вопросы г-ну Грефу замещающий на время отпуска премьера первый «вице» Дмитрий Медведев: «Вы сказали, Герман Оскарович, наша компания не имеет аналогов. По-другому все выглядит. А выглядит это громоздко. И неясно, работоспособно ли?» «Да, схема трехзвенная, -- подтвердил главный экономист. -- Но другого не дано. Громоздко, но при этом гарантирует защиту инвесторов. И нас как государство, и частников». Тут г-н Греф обмолвился, что штат компании будет «беспрецедентно маленьким -- пять-шесть человек». Г-н Медведев напомнил про ограничение доходности для менеджмента. «То есть одной второй от ставки рефинансирования хватит?» -- переспросил он. «Плюс 20% от прибыли инвестируемого капитала, -- откликнулся г-н Греф. -- На этом многократно больше можно заработать, чем одноразово украв какие-то деньги». «Вам виднее», -- улыбнулся первый «вице», всем видом показывая, что вопрос решен. Но г-н Греф настоял на последнем слове. И рассказал притчу об Эдиссоне, электричестве и венчурных достоинствах сразу двух королев -- Франции и Великобритании. «Вначале, Герман Оскарович, вы нас так напугали, сказав, что Эдиссон презентовал идею создания электричества французской королеве. К тому времени во Франции уже не было королев. Но потом все встало на свои места, когда королева оказалась все-таки английской», -- заметил г-н Медведев, видимо, в отличие от других коллег, внимательно выслушавший речь главного экономиста. После чего по-вице-премьерски дискуссию закрыл.
Вера КУЗНЕЦОВА