|
|
N°142, 10 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приступить к архивации
Налоговики создают электронные базы данных
Федеральная налоговая служба (ФНС) приступает к созданию электронных архивов. Как уверяют в ФНС, они избавят налогоплательщика от необходимости предоставлять одни и те же документы по несколько раз в инспекцию, а налоговикам позволят решить проблему нехватки площадей для хранения бумаг.
Сегодня сдать отчетность в налоговую инспекцию с первого раза -- небывалая удача для любого бухгалтера. Как назло, не хватает какого-либо документа. Приходится приходить повторно. Если же речь идет о разрешении какой-то конфликтной ситуации, об угрозе штрафных санкций или налоговых доначислениях, то носить разные бумаги приходится месяцами. И это удел отнюдь не одних лишь предприятий. Обычные граждане постоянно сталкиваются с необходимостью подтверждать уже доказанное. При получении, к примеру, налогового вычета в связи с покупкой жилья документы, подтверждающие право собственности на квартиру, необходимо приносить в налоговую каждый год (если возмещение плательщику проходит в течение нескольких лет). Причем в оригинале. Аналогичная ситуация со стандартными вычетами из подоходного налога у тех россиян, на содержании которых находятся дети: от бухгалтерий предприятий налоговики ежегодно требуют свежие копии свидетельств о рождении детей сотрудников.
Вопрос хранения документов заботит уже не компании и граждан, а самих налоговиков. Им негде хранить тонны бумаг. Звучали даже предложения отдать документы на хранение в другие организации, в том числе частные, однако налоговики на это не пошли. В первую очередь речь идет о регистрационных и учетных делах, налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, а также о так называемых «досье налогоплательщика» -- решениях по результатам налоговых проверок, актах выездных налоговых проверок, письмах, запросах и копиях ответов на них. Налоговики должны оперативно получать доступ к необходимым документам. Сейчас это затруднено, даже если бумаги хранятся в самой инспекции или в архивохранилищах, объединяющих документы нескольких инспекций. В больших по территории регионах ситуация еще сложнее. Поэтому именно там налоговики больше всего нуждаются в электронных архивах, чтобы иметь возможность постоянного и быстрого доступа к документам, поясняют в ФНС.
Попытки организовать общую электронную архивную базу налоговики начали предпринимать еще несколько лет назад. Однако делалось это на локальном уровне -- в пределах отдельных управлений. Поспешить с архивизацией заставил вступающий в силу с января 2007 года пакет поправок в законодательство, направленный на оптимизацию налогового администрирования. Поправки, в частности, запрещают требовать у налогоплательщика документы, которые он уже представлял в налоговую службу. Правда, это положение по решению законодателей начнет действовать не ранее 2010 года. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, осенью Минфину предстоит проработать вопрос о дополнительном финансировании из бюджета на создание электронных архивов налоговых документов.
Ирина СКЛЯРОВА