|
|
N°142, 10 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киргизские чекисты застрелили имама
Тень подозрения пала на узбекские власти
Вновь накаляется обстановка на юге Киргизии. Завтра в пограничном с Узбекистаном городе Кара-Суу намечено проведение митинга, для участия в котором, как ожидается, соберется несколько тысяч человек. Поводом к такой массовой демонстрации стала трагическая гибель 6 августа одного из самых популярных исламских богословов Средней Азии -- имама кара-суйской соборной мечети «Аль-Сарахсий» Мухаммадрафика Камалова.
По версии властей, 53-летний имам был убит в результате проведения спецоперации по ликвидации боевиков «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ). Служба национальной безопасности (СНБ) Киргизии получила оперативную информацию, что в Оше (областной центр на юге страны) базируется группа экстремистов, причастных к вооруженному нападению 12 мая на таджикский погранпост «Лякхан» и киргизский таможенный пост «Ак-Турпак». Тогда погибли два таджикских пограничника, шесть киргизских военнослужащих, уничтожено четыре боевика, а один из них взят в плен.
Поздно вечером 6 августа киргизские чекисты «вытеснили боевиков ИДУ из густонаселенного микрорайона Актылек на южной окраине Оша». По данным СНБ, «три боевика пытались скрыться на автомобиле «Дэу-Нексия», на предупреждение и на призыв остановиться преступники открыли огонь и ответным огнем на поражение все трое находившихся в машине были уничтожены». Водителем оказался имам кара-суйской мечети, двое других также известные чекистам персоны -- члены ИДУ из его боевого крыла «Баят», 41-летний Аюбходжи Шахайбетдинов по кличке Шейх и 39-летний Фатхулло Рахимов по кличке Абдулло. Оба они, как отмечают в СНБ, объявлены в розыск правоохранительными органами Узбекистана и Таджикистана, «за ними жизни восьми милиционеров из Согдийской области Таджикистана», а «сама операция в Оше проводилась в тесном взаимодействии с узбекскими коллегами».
На следующий день киргизские чекисты сообщили, что «при обыске автомобиля из него были изъяты автомат Калашникова, 266 патронов, пять гранат, поддельные паспорта, карта автомобильных дорог Узбекистана, на которой рядом с названиями отдельных населенных пунктов было от руки написано слово «джихад».
Свидетелей вооруженного инцидента на окраине Оша нет. Родственники Камалова утверждали, что в тот день он уехал на свадьбу в Ош. Многие жители Кара-Суу уверены, что убийство имама было совершено преднамеренно и за этим преступлением стоят узбекские власти. Мухаммадрафик Камалов, этнический узбек, резко осуждал репрессивную политику Ташкента по отношению к мусульманам. В интервью агентству «Фергана.ру» в мае этого года он обвинял узбекское руководство в том, что оно само «провоцирует появление радикальных религиозных течений, лишая многих духовных лидеров возможности пропагандировать чистый ислам».
24 мая имама Камалова в течение суток допрашивали в СНБ Киргизии по подозрению в причастности к группировке ИДУ, совершившей нападение 12 мая на киргизский и таджикский посты. У боевиков была обнаружена книга «Брошюра веры», написанная богословом, на обложке которой был записан номер его телефона. Камалов отверг тогда предъявленные ему обвинения, заявив, что написанная им книга, найденная у боевиков, не может являться свидетельством его вины: «Тысячи мусульман читают мои книги и обращаются ко мне с вопросами. Вот уже 25 лет я являюсь имамом соборной мечети, разве это не говорит о том, кто я?» В мечети «Аль-Сарахсий», как указывало агентство «Фергана.ру», «кроме умеренных мусульман молятся еще и многие члены запрещенного исламского движения «Хизб-ут-Тахрир», проживающие в Кара-Суу, а популярность мечети и огромное количество прихожан объяснятся лояльным отношением имама к разным категориям молящихся».
Похороны имама в Кара-Суу 8 августа превратились в пятитысячную демонстрацию. Выступавшие назвали Камалова «жертвой государственного террора» и объявили его «шахидом». Присутствовавший на панихиде председатель Духовного управления мусульман Киргизии муфтий Мураталла ажи Жуманов вынужден был в своем обращении к Аллаху под давлением сторонников имама также приставить к имени Камалова звание «шахид». После этого тысячи молодых людей подняли тело имама и с возгласами «Аллах акбар!» и «Шахид мубарак!» («Поздравляем с шахидом») носили его в течение двух часов по улицам города. Обошлось без инцидентов, милиционеров не видно было даже у зданий госучреждений.
Вчера же, как сообщает киргизское агентство «AKИpress», спецслужбы страны после поддержки муфтием Жумановым требования назвать погибшего имама «шахидом» «начали проверку деятельности муфтия на предмет его причастности к террористической деятельности». Сам муфтий вчера заметил: «Стал ли он (Камалов) шахидом или не стал -- это известно только Аллаху. Какая смерть настигнет человека, тоже известно только Аллаху. Пусть бог простит его, если у него была вина».
Аркадий ДУБНОВ