|
|
N°139, 07 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто пробил броню?
Израильтяне винят в своих неудачах российское оружие
Вчерашний день стал одним из самых тяжелых в ливано-израильском противостоянии. Сегодня или максимум завтра Совбез ООН примет резолюцию, призывающую к прекращению огня. Американцам удалось смягчить многие ее положения, тем не менее принятие резолюции даст надежду на скорое прекращение конфликта. Поэтому накануне возможного перемирия обе стороны -- Израиль и ливанская группировка "Хизбалла" -- увеличили интенсивность ударов.
Израильские самолеты подвергли ракетно-бомбовой атаке порт Тир, деревни Ансар и Накура. Погибло не менее 12 ливанцев. В субботу в деревне Каа возле границы с Сирией удары были нанесены по ферме, где арабские крестьяне (ливанцы и сирийцы) собирали абрикосы. Погибло 23 мирных жителя.
«Хизбалла» тоже активизировала обстрелы севера Израиля. Ракета «Катюша», выпущенная вчера боевиками, попала в группу израильских солдат-резервистов недалеко от города Кирьят-Шмона. Погибло 10 человек, двое тяжело ранены. Израильтяне проходили инструктаж перед тем, как отправиться на границу с Ливаном. За 26 дней войны погиб 91 израильтянин: 56 военнослужащих и 35 мирных жителей. В Ливане погибло более 800 человек.
Среди погибших израильтян есть и выходцы из стран СНГ. В Ливане погибло два русскоязычных репатрианта: 26-летний ефрейтор запаса Кирилл Каждан и 35-летний капитан запаса Игорь Ротштейн. Кирилл Каждан репатриировался в Израиль в 1998 году из Украины. Он жил в Хайфе с родителями и младшим 20-летним братом Антоном, он тоже сейчас в Ливане.
Военный врач Игорь Ротштейн погиб еще в четверг, но военная цензура разрешила к публикации эту информацию только вчера утром. В Израиле запрещается публично сообщать имя погибшего, пока не получено разрешение от родственников. Игорь, приехавший из Томска, пошел служить в Ливан добровольно, до этого он работал в хирургическом отделении больницы израильского города Тверия. Его жена в своем дневнике в Интернете написала в эти дни: "В Южном Ливане убили моего мужа. Как сказать мне об этом сыну девяти лет? Он очень любил своего сына, и сын очень любит его, и он ему нужен, поверь, что даже больше чем тебе, Всевышний". Игорь Ротштейн стал первым врачом и первым солдатом-резервистом, убитым во время этого противостояния.
И как раз израильские СМИ распространили информацию о том, что "Хизбалла" воюет в Ливане оружием российского производства. Газета утверждает, что большинство потерь, понесенных Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) в Ливане, нанесены российским оружием. Наиболее эффективным оружием боевиков "Хизбаллы" является противотанковый гранатомет РПГ-29, проданный Россией в Сирию и оттуда попавший в руки боевиков. Снаряды из РПГ-29 пробивают броню израильского танка "Меркава".
Представитель ЦАХАЛ в неофициальной беседе с корреспондентом «Времени новостей» не исключил, что "Хизбалла" располагает не только гранатометами, но и другим российским оружием, в том числе и переносными зенитными ракетными комплексами СА-18 ("Игла"), которые в 2005 году Россия продала Сирии (израильтяне были тогда категорически против этой сделки). За разъяснениями наша газета обратилась в посольство России в Израиле -- пресс-секретарь Анатолий Юрков сообщил, что информация об использовании боевиками "Хизбаллы" оружия российского производства "основывается на догадках и притянута за уши".
Вопрос о российском оружии корреспондент «ВН» задала и министру внутренних дел Ави Дихтеру на вчерашней пресс-конференции. «Мы не можем подтвердить связи России с «Хизбаллой». Но мы знаем о связях «Хизбаллы» с Сирией и Ираном. И у нас есть данные, что в Ливане используется оружие российского производства», -- ответил он.
В дипломатических кругах Израиля поговаривают, что заместитель министра иностранных дел России Александр Салтанов в ходе визитов в Сирию и Иран попросил руководства этих стран не передавать "Хизбалле" оружие российского производства. Но эту просьбу, возможно, проигнорировали. Если факт наличия у "Хизбаллы" современного оружия российского производства подтвердится, то это еще более ухудшит и без того напряженные российско-израильские отношения.
"Россия продает оружие потенциальным врагам Израиля и занимает антиизраильскую позицию в Совбезе ООН. Все наши усилия на ведение диалога с российскими дипломатами упираются в глухую стену", -- говорит источник «ВН» в МИД Израиля, пожелавший остаться неизвестным. Впрочем, если не считать вопрос оружия, то израильтяне сейчас не воспринимают Россию как серьезного посредника в урегулировании. Москва даже не отправила с миротворческой миссией на Ближний Восток своего министра иностранных дел (как это сделали Франция, Германия и США). На Ближнем Востоке был лишь все тот же Салтанов, что свидетельствует либо о несерьезном отношении к конфликту, либо о чрезмерно осторожной дипломатии, когда Москва боится испортить отношения с какой-либо стороной.
Проект резолюции СБ ООН также далек от того, что предлагала Россия. Хотя вчера в телефонном разговоре с британским премьером Тони Блэром президент России Владимир Путин и призвал к «немедленному прекращению огня», в резолюции этого нет. А есть лишь призыв к прекращению насилия между Израилем и "Хизбаллой". Израильтяне получат право остаться на юге Ливана до прихода туда международного контингента и сохранят право возобновить удары, если "Хизбалла" вновь начнет ракетные обстрелы. Второй шаг -- создание буферной зоны на территории Ливана (от границы с Израилем и до реки Литани) и введение в зону миротворческих сил ООН. Проект резолюции не устраивает Ливан, а в Израиле его воспринимают как победу.
Мария ГРИШИНА, Иерусалим