Время новостей
     N°138, 04 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.08.2006
Черные трубы
Олег Митволь призывает запретить строительство нефтепровода по проекту «Сахалин-2»
Минприроды, как и обещало, всерьез и надолго занялось проектом «Сахалин-2», долю в котором намерен получить «Газпром». В конце июля министерство сообщило о том, что с 25 июля по 20 августа собирается провести комплексную проверку этого проекта, а вчера уже объявило о первых результатах: "Сахалин-2" экологически опасен, так как ему угрожают сели. В связи с этим замглавы «Росприроднадзора», входящего в структуру министерства, Олег Митволь выступил с инициативой приостановить строительство берегового нефтепровода с месторождений "Сахалина-2" до проведения государственной экспертизы проектов прокладки трубы на селеопасных участках. Впрочем, инициатива г-на Митволя пока не возымела действия.

"Сахалин-2" предусматривает разработку двух месторождений -- Пильтун-Астохского и Лунского -- с суммарными запасами более 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. Сейчас идет второй этап реализации проекта, который предполагает создание двух морских платформ, заводов по сжижению газа мощностью 9,6 млн тонн в год и по переработке газового конденсата, двух линий 800-километрового трубопровода и нефтяного терминала. По данным Минпромэнерго, Sakhalin Energy уже законтрактовала 98% будущего СПГ.

Как говорится во вчерашнем пресс-релизе Минприроды, в рамках проверки в «Росприроднадзор» поступил отчет Дальневосточного отделения Российской академии наук, из которого следует, что береговой нефтепровод от Пильтун-Астохского нефтяного месторождения, разрабатываемого в рамках "Сахалина-2", до терминала отгрузки нефти в заливе Анива в любой момент может быть разрушен селем. По данным Минприроды, общая протяженность селеопасных участков на трассе нефтепровода составляет около 20 км, а объем единовременных селевых потоков в зоне прохождения трубы может достигать 500 тыс. кубометров. При этом в Минприроды уверены, что разрыв трубопровода может случиться и при сходе небольших селей объемом до 70 тыс. кубометров. А значит, даже при непродолжительных дождях есть риск разлива нефти и, как следствие, угроза экологической безопасности острова. Г-н Митволь на днях посетил место аварии на нефтепроводе «Дружба» в Брянской области, а потому, очевидно, под впечатлением считает необходимым кардинально изменить подход нефтяников к строительству транспортных магистралей.

Впрочем, «Сахалин-2» не критиковал только ленивый чиновник. Ведь в этом проекте все участники иностранные: контрольная доля -- 55% -- принадлежит англо-голландской Shell, японские Mitsui и Mitsubishi владеют долями 25 и 20% соответственно. Не остался в стороне и г-н Митволь. «Существенная угроза разрушения нефтепроводов стала следствием неквалифицированных проектных решений, принятых оператором проекта Sakhalin Energy еще на стадии ТЭО», -- заявил он вчера. Как сообщили в Минприроды, пока подведены итоги лишь «теоретической части» проверки проекта. Сейчас специалисты «Росприроднадзора» вылетели на Сахалин для проведения инспекции на месте строительства, причем не только нефтепровода, но и терминала для загрузки нефти. Завод по производству СПГ, похоже, дотошной проверки избежит. «Он-то не угрожает экологии Сахалина», -- сказали в министерстве. Официальные результаты проверки чиновники планируют получить в 20-х числах августа. Впрочем, как известно, Минприроды, которое не занимается проектами, заключенными на условиях раздела продукции, уже высказывало предложение установить контроль госкомпаний над ними, в том числе и над «Сахалином-2». Похоже, сейчас для этого министерство пытается найти основания, которые отвечают его компетенции.

В Sakhalin Energy действия Минпироды вызвали некоторое удивление. «Никакого отчета (Дальневосточного отделения РАН. -- Ред.), на который ссылается Минприроды, мы не видели, -- отмечают в компании. -- Проект "Сахалин-2" прошел госэкспертизу еще в 2003 году, при этом все замечания экспертов, в том числе по защите от селевых потоков, при проектировании были учтены. Нас постоянно проверяют экологи, независимые наблюдатели, и нареканий не было».

Эксперты уверены, что активность Минприроды вокруг «Сахалина-2» связана с желанием «Газпрома» войти в этот проект. В июле прошлого года газовый концерн почти договорился с Shell об обмене 50-процентной доли в своем проекте «Заполярное-Неоком» на блокпакет в "Сахалине-2". Но сразу после этого оператор "Сахалина-2" сообщил об увеличении почти вдвое -- до 20 млрд долл. -- капитальных затрат по проекту, и монополия была вынуждена приостановить процесс обмена до утверждения новой сметы в Минпромэнерго. Как говорили тогда в Shell, компания направила на утверждение максимально возможную смету. Новая смета до сих пор не принята, согласно бизнес-плану Sakhalin Energy, Минпромэнерго должно утвердить ее до конца третьего квартала. В Shell вчера комментировать ситуацию отказались, сославшись на то, что переговоры об участии "Газпрома" в проекте в самом разгаре.

В Минприроды уверяют, что проверки -- «это просто работа «Росприроднадзора» и никакой конъюнктуры тут нет». Однако столь активная деятельность министерства и входящих в его состав агентств в отношении "Сахалина-2" наводит на мысль о том, что сейчас между «Газпромом» и Shell идет активная торговля по каждому пункту сметы проекта. При этом государство использует давно проверенный способ давления -- «Росприроднадзор». А Sakhalin Energy, как шутят в компании, продолжает тратить по 100 долл. в секунду.

Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Проект "Сахалин-2"