|
|
N°135, 01 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Финская цыганочка
На фестивале «Руисрок» отметились не только знаменитости
Лето в Финляндии -- пора музыкальных фестивалей. Они проходят тут буквально каждую неделю. Группы перекочевывают с фестиваля на фестиваль, а финские рокеры просто не успевают просохнуть от алкогольных возлияний и обрести слух. Но все же «Руисрок» и «Илосаарирок» -- козыри здешнего фестивального движения: на эти форумы практически всегда приезжают звезды мировой величины.
«Руисрок» (квартирует в бывшей столице Финляндии городе Турку) резко выделяется на общем фоне. Во-первых, фестиваль проходит прямо на берегу моря, а во-вторых, является одним из самых старых и массовых в стране. В этом году на нем за три дня побывало 65 тыс. человек.
На этот раз хедлайнеров было несколько -- бывший вокалист The Smith, любимый практически всеми поклонниками британской музыки Моррисси, мрачноватые интеллектуалы-металлисты Tool (возникшие в 90-е на волне гранж-бума) и даже вернувшиеся три десятка лет спустя New York Dolls, самая сумасшедшая хрестоматийная панк-группа. Любители старого панк-рока, которым уже за сорок, при упоминании этого названия должны перекреститься, поскольку большинства участников группы нет в живых. Тем не менее вокалист Йохансон и гитарист Сильвэйн с новыми музыкантами достойно представляют New York Dolls.
Моррисси выступал воскресным днем и исполнял в основном вещи с нового альбома Ringleader of The Tormentors. Но были и классические номера The Smith, например Panic, которая прозвучала первой, -- публика эту брит-поп-классику воспринимала с восторгом. Однако харизматичный англичанин прошлым жить явно не желает, предпочитая в основном свежий материал, вроде Life Is a Pigsty. Интересно, что все музыканты были одеты в красные футболки с изображением молодой Нэнси Синатры и надписью Playboy. Не иначе прошлогоднее сотрудничество Моррисси с госпожой Синатрой до сих пор не дает певцу покоя.
Надо сказать, что на территории фестиваля было очень тесно. Передвигаться удавалось с трудом, то и дело попадая из одного людского потока в другой и спотыкаясь о кучи мусора. Но это, пожалуй, единственный негатив. В остальном организация была безупречной (на входе желающим даже раздавали беруши), запомнилось удобное расположение сцен. Одна из площадок находилась непосредственно у моря. По легенде, когда на ней выступали Aerosmith, мимо прошел огромный морской лайнер, что здесь дело обычное. Но потрясенный вокалист Стивен Тайлер при этом замер с открытым ртом. И так простоял довольно долго. Песню пришлось начинать заново.
Одним из самых впечатляющих событий стал концерт относительно молодой шведской инди-рок-группы The Sounds. Вокалистка Майа Иварсон появилась в некоем подобии вечернего платья и на каблуках, но в этом «трудном» одеянии вполне бойко и элегантно передвигалась по сцене. В конце 90-х эти шведы удачно интерпретировали на современный лад наследие группы Blondie (Майа, кстати, даже внешне напоминает Дебору Харри), при этом не растеряв индивидуальности. Результат превзошел ожидания даже самих музыкантов. Первый альбом Living in America (2003) был переиздан в Штатах, а новый, Dying to Say This to You (2006), получил высокие оценки критиков и публики, а ныне вовсю штурмует чарты. В Турку The Sounds исполнили практически все свои главные хиты, включая Hit Me и Rock'n Roll с дебютного альбома.
Самой курьезной с российской точки зрения на фестивале была группа Gogol Bordello. Музыканты называют себя джипси-панками (gypsy punk, то есть «панковские цыгане»), но если присмотреться и прислушаться, становится понятно: наши. Поют наполовину по-английски, наполовину по-русски, и про такую жизнь, что не приведи господи. Оказывается, их вокалист, уроженец Украины Евгений Хущ, в 1986 году оказался в зараженной чернобыльской зоне, откуда эмигрировал в Польшу. Жил нелегально в Венгрии, Австрии, Италии, потом добрался до Нью-Йорка, где познакомился с русскими и украинскими музыкантами, с которыми и основал Gogol Bordello. Поиграв вдоволь на русских свадьбах, джипси-панки занялись студийной работой и постепенно вышли на мировой уровень. На концерте они отыграли дикую смесь цыганочки, гопака и балканских плясок, заставив танцевать даже ленивого. Финны, отплясывающие цыганочку, -- зрелище действительно незабываемое. Стоит только сказать, общенациональная газета «Хельсингин Саномат» отметила не только Моррисси, New York Dolls и местную легенду Hanoi Rocks, но и Gogol Bordello, назвав последних «русской группой из Нью-Йорка» и «восточно-европейскими» Manu Chao.
Андрей ШЕРЫХАНОВ, Турку--Москва