|
|
N°134, 31 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Начать войну легко
Британцы хотят отправить на юг Ливана россиян
Глава МИД Великобритании Маргарет Беккетт заявила вчера, что потрясена «ужасающей акцией» израильских войск в ливанском селении Кана, где погибло около 60 жителей, большинство -- дети. Судя по словам министра о том, что «все в международном сообществе весьма желают прекращения огня», Британия вскоре может перестать практически в унисон с США выступать в защиту Израиля.
Высказываниям г-жи Беккетт предшествовала полуторачасовая встреча в минувшую пятницу президента Джорджа Буша и премьера Тони Блэра в Вашингтоне. Переговоры были посвящены выработке плана срочного улаживания конфликта между Израилем и Ливаном.
Хотя оба лидера старались показать, что полны оптимизма, в политических кругах Лондона ситуация расценивается пессимистично. События в этой военной операции развиваются вовсе не так, как хотели бы Буш и Блэр, сами по уши увязшие в Ираке. Расчет был на то, что Израиль быстро уничтожит огневые позиции «Хизбаллы», отбросит ее за южноливанскую реку Литани, обезопасив свой север от ракетных обстрелов. Разгром «Хизбаллы» ослабил бы внешнюю поддержку палестинского движения ХАМАС, заставил бы его признать право Израиля на существование и сесть с ним за стол переговоров.
Буш и Блэр надеялись, что поражение «Хизбаллы» нанесет удар по престижу и влиянию главных спонсоров этого движения -- Сирии и Ирана, которые, как считают Вашингтон и Лондон, оказывают поддержку повстанцам в Ираке и срывают усилия по достижению мира в этой стране. Но израильский блицкриг не удался, и Блэру, который давно собирался в Калифорнию читать лекцию об успехах британской экономики, пришлось срочно корректировать маршрут и залететь на ужин к другу Джорджу.
По данным "Времени новостей", Блэр и до трагедии в Кане собирался потребовать от Буша надавить на Израиль, чтобы тот немедленно прекратил огонь. Этого же хотят, как показали опросы, и две трети британцев. Открытое недовольство проамериканской политикой Блэра выразил в субботу один из ведущих лейбористов, спикер палаты общин Джек Стро, до весны этого года возглавлявший МИД Британии. По его мнению, реакция Израиля на действия «Хизбаллы» выглядит «несоразмерной».
Газеты намекали, что за ужином в Белом Доме премьеру надо было решить еще и небольшую личную проблему: попробовать восстановить в глазах соотечественников свой авторитет, немного подмоченный после того, как на саммите в Санкт-Петербурге Буш, не заметив включенного микрофона, обратился к своему другу недостаточно уважительно. Этот злополучный диалог задел чувство гордости британцев и возродил старые анекдоты, представляющие премьера в качестве пуделя президента США.
Но после встречи в Белом Доме оба лидера, как это уже не раз бывало, стояли перед камерами плечом к плечу. Суть их единой позиции в том, что они хотят прекращения огня, но вместо слова «немедленного» они употребляли слово «долгосрочного». Оба требуют размещения на ливанско-израильской границе международных «стабилизационных» сил, которые имели бы мандат на военные действия против нарушителей соглашений. Весь процесс урегулирования должен осуществляться в рамках новой резолюции Совбеза ООН, работа над которой уже началась.
Блэр заявил, что прекращения огня удастся добиться в ближайшие несколько дней. Однако, по мнению лорда Дэвида Оуэна, возглавлявшего Форин офис в конце 1970-х годов, на быстрое решение рассчитывать «по меньшей мере наивно». Ведь пока из переговорного процесса исключены Сирия и Иран, а чтобы добиться "долгосрочного" прекращения огня, госсекретарю США Кондолизе Райс придется лететь в Дамаск, а г-же Беккетт -- в Тегеран и быть готовыми к торгу. В обмен на создание «пояса безопасности» между Израилем и Ливаном в Сирии и Иране наверняка потребуют уступок. Одна из них -- возвращение Сирии Голанских высот, оккупированных Израилем в 1967 году.
Неясно и то, какие страны пожелают участвовать в «стабилизационных силах». Присутствие американцев и британцев исключено. Бывший британский посол в США сэр Грин считает наиболее приемлемым вариант с участием близких к Западу мусульманских стран -- Турции, Пакистана, Индонезии и одного из арабских государств. А кое-кому в Лондоне кажется оптимальным иной состав -- Россия, Франция и Турция.
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон